Наталья Соколова: "С каждой ролью приближаюсь к себе, настоящей"

Текст: Зоя Журкина

Она сидит напротив зеркала, в холодной глади которого видит свое отражение. И ей нравится та, что смотрит на нее из серебряной глубины: черный каскад волос, пронзительно синие глаза, чувственные губы, слегка коснувшиеся нежного лепестка розы – «от зрителя». Наталья Соколова – молодая актриса Березниковского драмтеатра, та, которая начала осознавать силу своего обаяния и чего хочет, много пережила на сцене и готова пережить настоящее чувство в жизни.

Маленькая, хрупкая, в белой блузе, обтягивающих черных лосинах и балетных чешках. Она заливисто смеется и глядит на открытки, елочные игрушки, украшающие зеркало, и свое фото – фото девочки в розовом облаке из кружев и бантов.

– В детстве ты была озорным, непослушным ребенком?
– Наоборот, я была очень примерной, всегда слушалась родителей, но хотела, чтобы все было по-моему. Помню, как ревела, просила, чтобы мама записала меня в музыкальную школу и бальные танцы. Мама так и сделала – она никогда не шла мне наперекор в моих мечтах, потому что сама хотела в юности стать актрисой или певицей.

– Подростковый бунт переживала?
– Конечно, было недопонимание, и погулять хотелось, но я не была «сорви голова». Мама берегла меня, и сейчас понимаю, что она была права.

– Ты быстро повзрослела?
– Мне кажется, детство до сих пор длится (смеется). Хотя как посмотреть. К профессии я отношусь серьезно. В общении с друзьями веду себя, как обычно, смеюсь, заигрываю. Радуюсь каждому моменту в жизни. «Детскость» помогает ощущать себя свободной, быть любопытной – это в актерской профессии необходимо.

– Кто-то в твоей семье еще связан с театром?
– Нет. Мама работает ламповщиком на «Сильвините», папа соль добывал – трудился в шахте комбайнером. Охотник, рыболов. Все мои дни рождения на природе справляли. В детстве у меня был кумир – Наталья Орейро, я ее песни пела, папа часто меня хвалил. Пять лет назад он трагически погиб. Мне его очень не хватает. Благодаря ему и маме в нашей семье все строилось на взаимоуважении и взаимопомощи, никто никому ничего не навязывал. За что я им очень благодарна.

– Чем привлекла тебя профессия актера?
– Мне нравилось примерять на себя чьи-то судьбы, открывать с каждой ролью в себе новое. В садике, школе в разных постановках участвовала. После школы, не раздумывая, решила поступать на актерское.

– Никогда не жалела о своем выборе?
– Нет. И рада, что работаю в Березниках. Я поступала в Екатеринбург, Пермь – везде слетала с первых же туров. Была слишком в себе уверенна – страшно переживала. Потом поступила в Березниковское музыкальное училище. И не жалею. Мой учитель Анатолий Бутор – само обаяние! Мужское обаяние. Добрый, жизнерадостный. Заступник. Всегда смотрит на меня проницательно – словно как лучом внутрь тебя светит, и ты от него отражаешься. Светлая энергия исходит от него ко мне. Анатолий Александрович помог мне расти профессионально, учил выдержке в работе над ролью. Спасибо большое и художественному руководителю театра Денису Владимировичу Кожевникову за то, что разглядел во мне потенциал.

– Ты считаешь себя актрисой с амплуа?
– Да, с амплуа любовной героини. Но мне интересно играть разных женщин, познавать все грани женского характера. Так я познаю саму себя, открывая в себе новые глубины.

– Личность актера должна читаться в роли?
– Конечно, образ становится ярче. Ведь главное, чтобы человек на сцене был, зрители видели его живые глаза.

– Сколько тебя самой в той роли, которую играешь?
– В каждой понемногу. В образ Кати Измайловой из «Леди Макбет Мценского уезда» привнесла больше сострадания, человечности, женственности, желания материнства (сама я очень люблю детей), оттого моя героиня более объемной, трагичной получилась. В образ юной Гели из «Варшавской мелодии» вдохнула больше игривости, детской наивности, радости перед жизнью. Жизнью после войны.

– Как строишь каждый образ?
– Много читаю, смотрю фильмы, расспрашиваю знакомых, изучаю сценарий – стараюсь вникнуть в сознание героини. Работая над ролью Гели из «Варшавской мелодии», изучала характеры полячек, их языковой акцент, манеру поведения, одеваться, краситься, слушала сказки на польском языке. Лучше понять Зою из спектакля «Вагончик мой дальний» – женщину-подростка с изломанной судьбой помогли детские воспоминания моей бабушки об ее отце, как он в родную деревню с фронта пришел, и она, маленькая девочка, бежала к своему «тяте» через всю деревню. Он пришел в свой дом с двумя большими караваями хлеба и раздал по кусочку всем жителям – душой не очерствел на той войне.

…Потом начинается совместное творчество с режиссером – прислушиваемся к друг другу, и он соглашается со мной, если мое предложение верное.

– Насколько трудно достичь точности в образе?
– Бывает очень сложно – не доросла, стараюсь глубже копать внутрь себя, ломать преграды. Роль Кати Измайловой была первой ролью, ради которой я себя ломала, свою природную робость – на сцене ведь надо было такой звериный характер и такое дикое обаяние показать! Вспоминала эпизоды из своей жизни, расставание с любимым, чтобы разбередить рану, оголить душу. После премьеры работа над образом не заканчивается, продолжаешь привносить новое, исходя из опыта. В образ Кати Измайловой сейчас добавила бы больше стержня – ее нужно сыграть так, что слышен был бы треск от того, как сильный человек ломается.

– Какая ты в обычной жизни, когда работаешь над образом?
– Становлюсь замкнутой, мало разговариваю, бывают и слезы – свою душу же будешь.

– Есть ли разница между Наташей сегодняшней и той девочкой, только пришедшей в театр?
– Конечно, пережитые судьбы моих героинь накладывают на меня отпечаток, заставляют взрослеть. Стала более серьезной, твердой, выдержанной, это отражается на ролях. Конечно, на сцене я пережила намного больше, чем в жизни. Играя любовь истинную, хотела бы пережить ее по-настоящему.

– А если страдать придется?
– Мне кажется, в жизни нужно пережить все.

– Спектакль «Варшавская мелодия» интересен соотношением внутренней свободы и несвободы. Тебе самой знакомо чувство несвободы?
– Один раз мне пришлось навсегда расстаться с близким человеком – так сложились обстоятельства. Из меня будто что-то вырвали, было очень больно… Я не знаю, как поступлю в следующий раз, но мне не хочется повторять судьбу Гели. Может, стоит попробовать найти в себе силы, чтобы бороться за свое счастье.

– После большого творческого подъема обычно следует спад. Как ты выходишь из таких ситуаций?
– Подобное случилось со мной впервые после премьеры «Варшавской мелодии». Две недели репетиций, душа, тело были на пределе. Кажется, я из себя выжала все, что могла. Огромная усталость, пустота (и в тоже время ясное ощущение, что моя героиня еще живет во мне – синдром «зазеркалья» страшен, можно не вернуться обратно). Спасаюсь тем, что заставляю себя переключаться на действительность, на другой спектакль.

– Над чем сейчас работаешь?
– Репетируем «Вишневый сад» Чехова (премьера спектакля намечена на конец марта), я исполняю роль Дуняши. Героиня интересна мне своей наивностью, легкомысленностью. Такой на сцене я еще не была.

– На твой взгляд, каких жанров березниковским зрителям не хватает?
– Драмы, мелодрамы. Моя подруга однажды мне сказала: «Знаешь, хочется поплакать, пострадать». Душа людей обросла броней повседневности, хочется ее пробить, чтобы они вместе с актерами переживали муки катарсиса, будили свои сердца, чтобы почувствовать свет в душе. Во время спектакля «Варшавская мелодия» я слышала, как в зрительном зале тихо плакали. Это прекрасно. Стоит дальше творить, работать.

– Что значит для тебя фраза «быть красивой»?
– Быть настоящей, а для этого необходимо быть честной. В первую очередь, перед самой собой.

– Ты ощущаешь себя на жизненном перепутье?
– В моей жизни сейчас ясности больше, как никогда раньше. Отдаю себя театру полностью. Хочется играть и что-то характерное! Пробовать себя в разном – в драматических и комических образах. Познавая себя глубже, с каждым шагом приближаться к себе, настоящей.

СПРАВКА
Наталья Соколова родилась 13 июля в Соликамске. Учится на четвертом курсе актерского отделения Березниковского музыкального училища (курс Анатолия Бутора). Играет в Березниковском драматическом театре с 2011 года. Исполняет главные роли в спектаклях театра – «Леди Макбет Мценского уезда», «Вагончик мой дальний», «Варшавская мелодия». Увлекается бальными танцами, игрой на фортепьяно. Живет в Березниках.


Источник: «Березники Вечерние»
Фото Татьяны Чудаковой
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы