Профессор Ti. Навсегда

Текст: Наталья Панова

Он возглавлял компанию более 10 лет. Что такое 10 лет в беспрерывном потоке мироздания? Миг, невидимая глазу песчинка. А с точки зрения истории отдельно взятого предприятия - это уже значительный отрезок времени. Когда в 2008 году АВИСМА отметила юбилей - 65 лет, то десять из них у её руля стоял человек, чьё имя навсегда вписано в историю комбината, корпорации и российского титана золотыми буквами. Почему? Да потому, что без него российского титана в настоящем времени могло просто не быть.

Мир титана очень похож на рынок бриллиантов: так же закрыт, изощрён и сложен. Репутация здесь завоёвывается десятилетиями, а деловые связи, как правило, поддерживаются всю жизнь. К тому же, не существует российского рынка титана, есть только мировой, на котором основные «игроки» хорошо знают друг друга, ведь титан – металл «бутиковый». По сравнению с чёрной металлургией его производят совсем чуть-чуть, зато в потребителях - самые передовые отрасли промышленности: космос, авиация, флот.

Так вот, на этом сложном рынке Владислав Тетюхин известен как Профессор Ti - Профессор-титан. К нему с огромным уважением относятся даже конкуренты, такие, например, как Timet (США) - патриарх мировой титановой отрасли. Владислав Тетюхин значительно потеснил Timet на мировом рынке, отобрав в своё время ряд очень важных потребителей (таких, к примеру, как Boeing). Однако Lanny Martin, президент Timet, уходя на заслуженный отдых, написал Тетюхину: «За вашу карьеру вы достигли действительно выдающихся результатов. Вы смогли помочь построить крупнейшую титановую компанию, имеющую отличное качество и передовую мировую технологию. Буквально за несколько лет вы и ваши коллеги смогли восстановить и развить её до уровня лидера во всех аспектах титановой отрасли. С точки зрения конкурента мне не всегда нравилось это развитие, но я всегда не переставал восхищаться тем, как вы вели своих коллег к такому позитивному результату».

Далеко не каждому сопернику по бизнесу удавалось услышать подобный комплимент. Ну, а на самом деле всё предельно просто. На основе биографии Тетюхина можно написать историю развития титановой отрасли России. Он был в отрасли с самого начала, с самого первого слитка. В 1956 году коренной москвич, выпускник столичного Института стали и сплавов сделал свой выбор в пользу настоящего дела, приехав в затерянную на Урале Верхнюю Салду. И стал одним из тех, кто принимал участие в производстве самого первого слитка титана, произведённого в СССР.

В цехах ВСМПО Владислав Тетюхин вырос как специалист, став к 1976 году заместителем главного металлурга. Но прежде, в 1966 году, в возрасте всего 34-х лет получил Ленинскую премию за участие в разработке первой подводной лодки с титановым корпусом. К 1992 году это был уже известный в титановом мире учёный, профессор, возглавлявший научно-исследовательское отделение ВИАМ в Москве, автор более 100 свидетельств на изобретения в области металлургии и металловедения. И вот именно тогда Судьба в лице делегации с ВСМПО вновь вернула его на Урал. Гигант цветной металлургии в Верхней Салде погибал: прочно сидел на картотеке, производство стояло, люди не получали зарплату, были огромные долги во все уровни бюджета.

Владислав Тетюхин: «В перестроечный период заказы на титан сократились в 30 (!) раз. Ни одно предприятие не может существовать при таком падении объёмов. Тогда в цехах можно было кричать «ау!», и оно эхом раздавалось по всему заводу. Нужно было искать новые производства и конвертироваться. Нужно было занимать людей, чтобы не пропало их мастерство, чтобы у них был заработок».

И вот в 1993 году «десант» верхнесалдинцев во главе с Тетюхиным высадился на авиационных предприятиях Америки, так как российский рынок титана в то время практически не существовал. Они предлагали свою продукцию. Каждые сутки - другая фирма, другой город. Где-то их принимали, где-то, как, например, в компании «Локхид», даже разговаривать не стали.

Владислав Тетюхин: «Мы понимали, что имея такой мощный технический и научный потенциал как у нас, мы можем вполне обоснованно претендовать на место на мировом рынке. Но сначала на нас смотрели, как на каких-то чебурашек, таких лохматых, совершенно безвредных и безобидных, которых можно покровительственно поглаживать. Но мы-то знали, чего стоим. Стали участвовать в международных выставках, использовать каждую удобную и неудобную возможность заявить о себе».

В 1994 году начались первые контракты, их стали узнавать. А они узнали мир. И поняли, что нужно делать. Чтобы продукция покупалась, нужно было реально изменить положение – модернизировать и реконструировать производство. И это было сделано, причём в самых глобальных масштабах. Понадобилось несколько лет, чтобы пришли первые результаты, но в конце 1996 года Владислав Тетюхин мог уже сказать: «Мы нарастили мышцы и начали работать локтями».

На АВИСМЕ в то время ситуация была другая, но к 1998 году завод был доведён главным акционером - банком «Менатеп» - до такого кризисного состояния во всех сферах, что стал собственнику попросту не нужен, поэтому владелец контрольного пакета Михаил Ходорковский вознамерился продавать свои акции. И вероятность того, что их приобретут американцы - компания Timet - была высока. Вот тогда и встал ребром вопрос: быть или не быть титану в России, потому что без губки АВИСМЫ на ВСМПО просто было бы нечего делать. Покупка в 1998 году ВСМПО контрольного пакета АВИСМЫ стала сделкой десятилетия. Титан остался в России.

Но теперь его нужно было поднимать с колен уже не только в Салде, но и в Березниках. Пять лет длился на АВИСМЕ процесс созидания, поднятия завода из «руин», в которых оставил его прежний собственник. Каждый год вкладывались огромные средства в модернизацию, капитальные ремонты и культуру производства.

И ещё один «конёк» был у генерального директора АВИСМЫ и ВСМПО - социальная сфера. В этих направлениях была проделана поистине титаническая работа. И всё для того, чтобы российский титан, а вместе с ним и почти 25 тысяч металлургов, а также их семьи в Березниках и Верхней Салде обрели устойчивость и веру в завтрашний день. 1998-й год стал переломным не только из-за приобретения контрольного пакета ОАО «АВИСМА», но ещё и потому, что после встречи Гора и Черномырдина в Вашингтоне ВСМПО подписало первый в своей жизни и в российской истории пятилетний контракт с Boeing. Это была настоящая победа. Из «лохматых чебурашек» уральские металлурги превратились не просто в равноправных игроков мирового титанового рынка: они выиграли важное состязание у других, в том числе американских, компаний.

В 2005 году состоялось ещё одно ключевое событие, основные параметры которого также задал Владислав Тетюхин - было создано ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Необходимость объединения Тетюхин объясняет так.

Владислав Тетюхин: «Наша задача была – стать такой компанией, которую не смогут разрушить никакие события, никакие внезапные изменения в мировой экономике, идеологии, политике. А это возможно при условии, что весь организм пронизан единой «кровеносной» и «нервной» системами, что есть «мозг», посылающий единые команды каждой клеточке этой сложной структуры».

В 2006 году титановый холдинг перешёл под контроль ФГУП «Рособоронэкспорт».


Источник: Газета «Металлург» – издание АВИСМА, г. Березники, Пермский край
Фото из архива редакции
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы

История