Долгие лета!

Текст: Юлия Пальникова

За целый век - от начала прошлого столетия до нынешнего - она повидала многое.

— Как до сих пор живу? Нежиться было некогда. Вся тяжелая работа была на мне. А Господь держит, — искренне недоумевала Клавдия Матвеевна Плотникова, которой 11 ноября исполнилось 100 лет.

Ноябрь 1912 года... В России открывают первую императорскую консерваторию и уездную школу-дворец, сочувствуют странам-участницам Балканской войны и проводят последнее заседание думы в истории самодержавной России, хоронят русского историка, библиографа Петра Бертенева и восхищаются достижениями французского химика, нобелевского лауреата Поля Сабатье. А в это время в удмуртской деревне Старая Кузнерка в семье крепких хозяйственников Плотниковых родилась девочка, нареченная Клавдией, которая словно вобрала в себя все характеристики этого имени — скромная, застенчивая, терпеливая, стойко переносящая невзгоды.

Она росла в семье, где воспитывались шестеро детей, и, несмотря на то что не была старшей из них, помогала родителям на пасеке, ухаживала за поросятами, коровами, лошадьми, полола огород, заготавливала сено. Семью Плотниковых, как и их соседей, насильно загнали в колхоз. Отобрали молотилку, мялку, плуг, увели лошадей.

— С утра до ночи работали, — говорит Клавдия Матвеевна. — Только по престольным праздникам отдыхали. В церковь ходили пешком за 7 километров в село Короленко. Красивая церковь там была. А еще помню, в первый день пашни мы всей семьей зажигали свечку и молились.

Пытаясь расслышать вопросы корреспондента, которые ей громко повторяет племянница Галина, старушка отодвигает платок с уха, трогательно оттопыривает его рукой, напряженно вслушивается и громко отвечает. Она помнит немногое из своей долгой жизни, только то, что особенно дорого или то, что сильно потрясло.

До семи лет Клавдия не видела своего отца. Участник первой мировой войны, он пять лет пробыл в немецком плену. Вернулся в деревню человеком, многое повидавшим и постигшим грамоту, поэтому к нему тянулись односельчане, часто заходили по делу. Клавдия свои уроки ликвидации безграмотности прошла, когда ей исполнилось 17 лет. Зимними вечерами 1929 года трудовую молодежь учили писать и читать в крестьянской избе. Эта наука ей особенно пригодилась, когда началась Великая Отечественная война.

— Мужиков-то всех на фронт забрали, а меня в колхозе бригадиром назначили. Я пришла домой, реву. Тятька меня успокаивает: «Справишься, что знаю, подскажу». Научил меня таблице умножения, много считать приходилось. Тяжко было. Картошку весь день копали, а к полуночи возили сдавать. Мы по неделе жили в лесу — дрова заготавливали: елки пилили, сучья обрубали. В лесу работали в носках, которые сами катали, сверху обували лапти, а валенки берегли. Труднее всего было перевозить дрова, которые по дороге часто падали из телеги и рассыпались, приходилось снова их собирать, — вспоминает пенсионерка.

Женское счастье Клавдии Плотниковой было недолгим. Жених погиб на войне. Замуж она так и не вышла. Зато воспитывала племянницу, дочь родной сестры, которая работала проводницей.

— Клавдия Матвеевна и меня вынянчила, и мою дочку, и внука, — говорит племянница Галина. — Она мне как мама. Мы всю жизнь прожили вместе, сейчас я за ней ухаживаю. Думаю, оттого у нее такой долгий век, что всегда она была в движении. В 90 лет еще варежки вязала, причем со сложным цветным орнаментом. Жаль, за последние два года зрение у нее село, до этого она читала газеты — и местные, и «Комсомолку».

С тех пор как в 1958 году Клавдия Плотникова переехала из Удмуртии поближе к родне в Березники, она шила медицинскую спецодежду, работала в приемном покое детской больницы и гинекологического отделения. Трудилась Клавдия Матвеевна до 70 лет. Колхозный стаж в советские времена не являлся основанием для выплаты пенсии, приходилось зарабатывать на жизнь уборкой помещений. И только после того, как племянница Галина обратилась к самой Валентине Терешковой, ей начисли 14 рублей пенсии. За трудолюбие и безотказность ее любили коллеги и до сих пор поздравляют с праздниками.

Одиннадцатого ноября Клавдия Матвеевна Плотникова отметила свой 100-летний юбилей в кругу высоких гостей. Глава города Сергей Дьяков поздравил ее с тем, что она достойно прожила век, и вручил огромный букет цветов и красивый чайный сервиз. Представители Пенсионного фонда пришли на день рождения с большим пирогом и комплектом постельного белья. На фирменном торте, заказанном родственниками именинницы, красовалось число 100. Растроганная долгожительница благодарно повторяла:
— Первый раз за всю жизнь ко мне такое внимание. Большое спасибо. Дай Бог всем хорошего здоровья!

После того как разошлись почетные гости, праздник продолжился в большом семейном кругу. Юбилярше желали долгие лета.


Источник: «Березники Вечерние»
Фото Татьяны Чудаковой
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы