Рождение индустриального гиганта

Начало улицы Пятилетки в городе Березники.

Текст: Феликс Истомин

«Свела промозглость корчею — неважный мокр уют, сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют», — эти пафосные строки Владимира Маяковского на многие десятилетия стали характеристикой самопожертвования и энтузиазма строителей первых пятилеток.

АБОНЕМЕНТЫ В СТОЛОВУЮ
Березниковский химический комбинат строили добровольцы и ссыльные, квалифицированные инженеры и простые землекопы. У каждой из этих социальных категорий была своя среда обитания. В музейных архивах сохранились документы, воспроизводящие бытовые картины той эпохи.

Из воспоминаний основателя службы КИП Березниковского химического комбината Серафима Юрьева:
– На строительство БХК я и мои товарищи приехали в апреле 1931 года. На станции Усольская нас встретил представитель БХК и отвез вместе со всеми нашими пожитками в гостиницу – здание, в котором потом помещалось управление комбината, и которое затем было снесено. В переполненной гостинице нас поместили на площадке лестничной клетки, где мы на соломенных тюфяках проспали ночь, а на следующий день нас поселили в трехкомнатную квартиру дома ИТР на Чуртане. Мои товарищи разместились в больших комнатах, а я занял ещё свободную комнату будущего санузла, где и прожил почти два года.

Квартира нас вполне устраивала – чисто, тепло. Прикреплённая уборщица ежедневно производила уборку в комнате и раз в 10 дней меняла постельное бельё. Но первое впечатление от посёлка было не очень отрадное, особенно после пяти лет, прожитых в Ленинграде. Между домами — сыпучие пески, дощатые тротуары, возле каждого каменного «домика» неопрятные общественные уборные, мусорные ящики, почти нет уличного освещения и никакого городского транспорта.

В то время руководящих работников строительства возили на работу прикреплённые извозчики, а рабочие и простые инженеры добирались на работу пешком. Единственный кинопроектор размещался в клубе строителей им. Сталина, а недалеко от него находилась баня с деревянными шайками и обязательной для всех посетителей жарилкой белья. Кинотеатр «Авангард» и Дворец культуры им. Ленина ещё строились. Промтоварные магазины и парикмахерские размещались в зданиях барачного типа и были не очень богаты по ассортименту товаров и обстановке.

Из воспоминаний С.Юрьева:
– После скудной пищи, состоящей, главным образом, их тушёных овощей и солёной трески, которой кормили в те годы в столовых Ленинграда, нас поразила изысканность нашей столовой для ИТР. В меню был и балык, и сыр, и дичь, и настоящие домашние булочки или пирожные. Но такая сытая жизнь была далеко не у всех жителей города. Из окна нашей столовой часто можно было видеть, как люди, главным образом, старики и дети роются в ящиках, куда из кухни столовой выносились всякие отбросы съестного. Иногда кому-нибудь из этих людей удавалось проникнуть в столовую, где с жадностью собиралось и съедалось все, что осталось на тарелках. Такие сцены напоминали о том, что неподалеку от нас, на берегу речки Толыч в землянках или сколоченных их всякого строительного хлама шалашах живут высланные сюда семьи представителей ликвидируемого класса.

Купить продукты в магазинах было практически нельзя, да и магазинов таких не было, как не было и столовых, где можно было бы поесть, не имея абонемента, приобретаемого каждые две недели по месту работы. Трудно было принимать приехавших навестить родственников, если они не привозили с собой достаточного количества продовольствия. Порою иногородних гостей приходилось угощать «силосом» — так в народе назывался винегрет, который в столовой можно было получить без абонементного талона.

В ЧАСЫ ДОСУГА
Не только из ударного труда состояла жизнь строителей БХК, были в ней и свободные минуты. Молодёжь проводила их в клубе Строителей. Там устраивали самодеятельные концерты, имелась небольшая библиотека, заседали всякие комиссии по организации быта и досуга молодёжи.

Из воспоминаний Елены Мингалевой:
— Придя на завод, мы влились в его комсомольскую деятельность. Комсомольцы организовывали военные походы, обычно после работы, на выходной день. Сбор объявлялся у здания горкома партии, потом шли пешком на перевоз через Каму у содового завода, а дальше — по усольским лугам, где и разворачивались «военные» действия. Часам к 5 утра походным порядком шли в Огурдинский бор, где были разбиты палатки. Там отдыхали, завтракали, потом обедали.

После обеда, опять строем, шли к усольскому перевозу и возвращались домой. Было очень интересно, весело. Часто организовывали коллективные походы в кино, театр, очень любили цирк. После просмотра некоторых спектаклей, особенно комсомольско-молодёжных, проводили диспуты. Когда секретарём комсомольской организации аммиачного завода был Семён Пирожков, велась переписка с писателем Николаем Островским. В письмах к Островскому комсомольцы рапортовали о своих успехах в освоении производства.

После того, как был сдан в эксплуатацию Дворец культуры им. Ленина, он стал настоящим досуговым центром.

Из воспоминаний Клавдии Усаниной:
— После смены домой ходили коллективно пешком по Чуртанскому шоссе среди высокого леса. Впереди наш путь упирался в ярко освещённый Дворец культуры — гордость и радость азотчиков. Во нём часто проводились собрания, встречи с артистами свердловских театров оперы и оперетты, драматическими коллективами и хорошей заводской самодеятельностью. Во Дворце проводили встречи передовиков производства, победителей социалистического соревнования.

Продолжение следует...Благодарим за предоставленные материалы заведующую музеем Филиала «Азот» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Березники Валентину Круч.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы

История