Ни денег, ни мемориала

Текст: Вадим Кубинцев

Родственники погибших в пожаре на Трамвайной договорились с директором «Кама-трейд» Алексеем Кильдибековым о выплате компенсаций. Но, выплатив только 20% от оговорённой суммы, Кильдибеков исчез. Во всяком случае, связаться с ним или его адвокатами пострадавшие не могут.

Напомним, крупный пожар на складе бытовой химии и парфюмерии на улице Трамвайной в Перми вспыхнул ранним утром 10 февраля. К моменту прибытия пожарных двухэтажное здание размерами 60 на 100 метров было полностью охвачено огнём. На складе хранились хозяйственные товары и бытовая химия. При начале тушения происшествию был присвоен вызов №3. Через два часа огонь был локализован, угроза распространения пламени на соседние склады миновала. В здание пожарные смогли войти, вскрыв запертые (по другим данным, заваренные) двери. Сразу за дверью нашли десять человек, из них восемь были мертвы. Впоследствии были найдены останки ещё двенадцати человек. Общее число жертв пожара составило восемнадцать человек. Руководителей арендатора склада, компании «Кама-трейд», обвинили в нарушении пожбезопасности, повлёкшем смерть людей. Против директора Алексея Кильдибекова и его заместителя Александра Сафонова возбудили уголовное дело и заключили их под стражу.

ПАРАЛЛЕЛИ И РАЗЛИЧИЯ
История трагедии на Трамвайной сразу вызвала множество параллелей с трагедией клуба «Хромая лошадь». Здание, не оснащённое системами противопожарной безопасности, большое количество жертв, люди, которые умерли не столько от огня, сколько от ядовитого дыма. Но есть и существенные отличия. Рабочих на этом складе запирали, запасный выход и вовсе был закрыт намертво. Как рассказывала корреспондентам «ПН» пострадавшая Назира Шалимова: «После «Хромой лошади» я попросила завхоза купить хотя бы один огнетушитель на склад. В ответ – молчок. Ну, я один раз спросила и больше не спрашивала… Какая пожарная сигнализация, что вы? Даже ломов не было».

Внимание властей к трагедии было меньшим, зато персонажи уголовного дела оказались значительно более активными. Три месяца назад Дзержинский районный суд Перми изменил меру пресечения троим обвиняемым. Генеральный директор компании «Кама-трейд» Алексей Кильдибеков и его заместитель Александр Сафонов были выпущены под залог в 100 тысяч рублей. Другого заместителя, Петра Мишурнова, отпустили под подписку о невыезде. Но ещё до того Кильдибеков через адвокатов заключил с родственниками погибших мировые соглашения, согласно которым обещал выплатить родственникам каждого по 500 тысяч рублей. Вот выдержки из мирового соглашения:

«П. 4 Кильдибеков Алексей Геннадьевич выплачивает истцам при подписании настоящего мирового соглашения денежные средства в общем размере 100 000 (Сто тысяч) рублей…

П. 5 ООО «Кама-трейд» выплачивает…денежные средства в общей сумме 400 000 (четыреста тысяч) рублей в равных долях каждому в срок до «24» июля 2011 года путем перечисления денежных средств…»

Дело в том, что параллельно с уголовным делом родственники погибших подали гражданские иски к г-ну Кильдибекову и ООО «Кама-трейд» о компенсации материального и морального вреда. Исков было одиннадцать. Общая сумма – пять с половиной миллионов рублей. Именно в рамках этих исков и были заключены мировые соглашения, действенность которых подтвердили суды летом этого года. После заключения соглашения Алексей Кильдибеков через своего адвоката передал родственникам погибших по 100 тысяч рублей. А вот дальше начались чудеса.

БЕГ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Об этом заявила жена одного из погибших, Анастасия Пономарёва. По её словам, остальные деньги Кильдибеков пообещал перечислить на счета в течение месяца. Однако сейчас бизнесмен уклоняется от уплаты и спешно занимается разводом и выводом имущества на свою жену.

– Он сейчас разводится со своей женой, начинает делить своё материальное имущество, полностью решает свои проблемы. Мы знаем, что у него, у его жён несколько коттеджей, автомобили, катер и многое другое. Вот это всё имущество расписано на жёнах, и сейчас он пытается всё это расписать, распихать по ним, чтобы он остался голеньким.

Анастасия Пономарёва также утверждает, что попытки её, адвокатов или других родственников связаться с Кильдибековым либо кем-то другим из ООО «Кама-трейд» не дают результатов. Ответственные лица вроде бы и не скрываются формально, но общаться с теми, кому должны деньги, отказываются под разными предлогами.Родственники погибших убеждены, что именно выход Кильдибекова из-под стражи является причиной уклонения от уплаты. Будь он за решёткой, говорят они, шансов «бегать» у него было бы меньше.– А вы представьте, – продолжает Анастасия Пономарёва, – каково растить трёх детей одной, не имея возможности выйти на работу, только на пособие.

ОБ УК И МОРАЛИ
Уголовное дело по пожару на Трамвайной, 14 идёт своим чередом. Следователи практически закончили работу, сейчас все, кому положено по закону, будут знакомиться с материалами дела. Это сорок томов и совершенно точно много времени. Та же Анастасия Пономарёва уверена, что судебные заседания начнутся не раньше января. Но это оптимистичный прогноз. Обвиняемые, которые могут быть заинтересованы в затяжке времени, в состоянии очень долго тянуть с этим процессом. И мне почему-то кажется, что будут тянуть. Дело не только в уклонении от уплаты. Ещё весной и Кильдибеков, и Сафонов сделали заявления, которые можно трактовать как нежелание признавать ответственность. Алексей Кильдибеков тогда сообщил журналистам, что плохо требовал соблюдения правил пожарной безопасности с отдела контроля. По мнению Кильдибекова, это охранник должен был эвакуировать людей на улицу, но не сделал этого: «Он сам убегал, а людей не взял». А его заместитель Александр Сафонов добавил, что не давал указаний закрывать двери на ночь: «Приказ о том, что я несу ответственность за пожарную безопасность на складе, я прочитал только во время допроса у следователя».

Может быть, объективные обстоятельства мешают г-ну Кильдибекову и его предприятию выполнить свои обязательства? Да нет. На счетах ООО «Кама-трейд» в июне 2011 года было около одного миллиона двухсот тысяч рублей. В июле – около миллиона восьмисот. В настоящий момент, по неофициальным данным, на двух счетах фирмы может находиться около четырёх с половиной миллионов. То есть дела идут, предприятие работает. Платить не желает.И ещё одна деталь, может быть, самая циничная в этом деле. Как говорят родственники погибших, Алексей Кильдибеков обещал организовать мемориал на месте трагедии, однако слова своего не сдержал.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс