Прикамские электрички скажут "ту-ту"?

Текст: Андрей Матлин

Bсе понимают: что-то происходит. Но что? Общественники пишут письмо Президенту. Пассажиры с изумлением изучают похудевшее расписание пригородного сообщения. Так что же твориться с нашими электричками?

Вокзал Пермь I. Перрон. На нём почти ни души. Но вдруг словно из-под земли вырастают люди. Это верный признак, что вот-вот будет электричка: все где-то прятались от февральской позёмки.

И точно: только успеваем познакомиться с одним из ожидающих, пригородный поезд уже подтягивается. Иван Никифорович – на пенсии, живёт на Молодёжном, в «город», по его словам, выбирается редко. И только на электропоезде: «Удобно, волноваться-ждать не нужно, знаешь, когда подойдёт» Впрочем, сын на работу тоже электричкой ездит: на железной дороге пробок, слава богу, пока нет, довезёт вовремя.

Правда, на этот раз Иван Никифорович просчитался: прибыл на привокзальную площадь слишком уж загодя. Говорит, неловкости натерпелся, пока грелся в цветочном павильоне: «Ну, не в секс-шоп же было идти!»

«Обидно, – говорит пенсионер, – раньше и в железнодорожный, и на речной вокзал пускали. А теперь ни в тот, ни в другой и не сунься. А ведь обещали нам «сервис», грозились дополнительные крытые площадки на путях построить, – вздыхает старожил, – мол, будет вам проект «Городская электричка». И где эти площадки? Последние закрывают...»

ЧТО ПЕРВИЧНО?
Увы, одним закрытым вокзалом Пермь I «железнодорожные» проблемы в При­камье отнюдь не исчерпываются. С приходом нового года с 11 января вообще было отменено движение семи электропоездов пригородного сообщения. Ещё пятнадцать маршрутов претерпели серьёзные «урезания».

Пермские общественники написали тревожное письмо Президенту РФ Медведеву. Подписали его уважаемые люди – Аверкиев из Пермской гражданской палаты, Исаев из регионального правозащитного центра, Сергеев от имени Пермского краевого совета ветеранов, Шишкина из краевой организации защиты инвалидов и многие другие… В послании высказывается тревога, как пишут авторы – «по поводу той разрушительной политики, которую ведут железнодорожники в Пермском крае».

Общественники просят гаранта Конституции поручить Счётной палате РФ и Федеральной антимонопольной службе проверить действия ОАО «Российские железные дороги» в Пермском крае.

ПИЛОТКИ В ВИДЕ ЧАЕК
«Бодание» прикамских властей с железнодорожниками из Свердловской железной дороги длится уже не год и не два. Свердловчане упирают на то, что электротранспорт для них убыточен. Пермяки традиционно контраргументируют: мол, грузовые перевозки в Пермском крае – калийных удобрений, «нефтехимии» – дают львиную долю доходов этого регионального филиала «РЖД».

Поначалу противоборство выглядело по-домашнему: пермяки ежегодно – в виде компенсации за убыточность пригородных перевозок – дарили железной дороге по новенькой электричке. Железнодорожники, хитро улыбаясь, вместо обещанных реконструкций и инвестиций проводили изобретательные пиар-акции: однажды, например, при губернаторе Трутневе, устроили красочную презентацию… пилоток для проводниц фирменного поезда «Кама» – в виде чаек. И где теперь та «Кама»?

С ПЛЕЧ ДОЛОЙ
В конце концов железнодорожникам удалось продавить такой вариант: в регионах страны они на паях с региональными властями создают дирекции и компании пригородного сообщения. На их плечи и «вешается» ставший обузой электротранспорт. Обещалось, что новым структурам будет передано всё необходимое для работы.

И такие компании были созданы в регионах. Правда, пермякам опять не повезло. Пакет в 51% акций в созданной осенью прошлого года «Пермской пригородной компании» достался «РЖД», и только 49% – краевому правительству. А вот, например, в аналогичной «Волго-Вятской пассажирской компании» железнодорожникам отошли 50% минус 2 акции, остальные поровну поделили Нижегородская и Кировская области. Такой же расклад и в компании «Содружество», учреждённой на паях с Татарстаном и Удмуртией.

Всё бы хорошо. Но «всего необходимого для работы» учреждённым компаниям так и не передали.

Напротив: недавно железнодорожники почти в два раза подняли тарифы для созданной в Прикамье пригородной компании – за пользование инфраструктурой: локомотивами и вагонами, путями, земельными площадками на стоянках и т. д. Похоже, кто-то уже нашёл способ, как на убыточном транспорте зарабатывать, а не нести убытки.

ЖДЁМ МИЛОСТИ
Краевые власти было попробовали провести с руководителями Свердловской железной дороги переговоры – о снижении тарифов. Те не уступали, а советовали обращаться в федеральный Минфин. По поводу компенсации убытков из федерального бюджета. Что, собственно, наши власти и сделали – в числе многих других регионов страны. Какие деньги нам нужны? Чиновники рассуждают чисто по-российски: «наверху» посмотрят по итогам года и тогда решат. А мы, дескать, «на местах» к тому времени должны постараться и ужаться в расходах.

По оценке краевых властей, общие убытки от пригородного электротранспорта могут составить за год около 1 миллиарда рублей. В краевом бюджете на этот год «заложено» 280 миллионов рублей – в два раза больше прошлогоднего. Предложений об увеличении этой суммы в Законодательное собрание пока не вносилось.

Что же будет, если субсидии из Москвы не поступят? Это был бы печальный вариант, соглашаются в краевом правительстве. Тогда пришлось бы разве что раз в пять сократить количество электропоездов или раза в четыре поднять цены на билеты.

Вообще-то региональные чиновники рассчитывают ещё и на приход частных перевозчиков. Один из них в Прикамье уже появился: это ООО «Пермский экспресс», который с недавних пор делит с «Пермской пригородной компанией» (ППК) этот рынок перевозок: ему передан в аренду подвижной состав маршрута «Пермь II – Дивья – Пермь II». ППК с лета прошлого года осуществляет функции перевозчика на верещагинском направлении и на маршрутах городской электрички. Власти надеются, что в этот бизнес могут прийти и другие игроки. И между ними удастся провести конкурс: кто меньше субсидий попросит?

Оба перевозчика заявляют, что будут добиваться снижения расходов. Но ясно, что одной борьбой с безбилетниками на безубыточность не выйти. Даже если сокращать маршруты (что сейчас и происходит), без дотаций не обойтись. А если их не будет? В конце концов, частный перевозчик может уйти с рынка. Предприниматель Александр Ширяев, создавший «Пермский экспресс», не скрывает: логичнее было бы, конечно, сначала понять, на какие субсидии стоит рассчитывать, и только потом «ввязываться» в перевозки. Но он хотел бы «застолбить» кунгурское направление, которым пользуется большое количество дачников, потому и решился.

ДАЧНЫЙ СЕЗОН НЕ ЗА ГОРАМИ
Это чисто по-нашему: сначала что-то сделать, а потом считать – во что же это выльется?

Ну, а пока считают – маршруты и сервис на пригородных направлениях «скукоживаются». В том же письме общественники перечисляют факты: «Закрыта станция Мотовилиха как пассажирская и превращена в обычный остановочный пункт без здания и туалета… Зал ожидания на вокзале станции Сылва вечером и утром, а также в выходные и праздничные дни, закрыт. Пассажиры вынуждены ожидать поезд на открытом воздухе, в том числе в морозные и дождливые дни... В вагонах электропоездов зачастую уборка не производится, туалеты не работают… Под предлогом нерентабельности закрыто железнодорожное сообщение между станциями Комарихинская и Уралнефть, под угрозой поезд Пермь–Лысьва»…

Как мы уже сказали, уже закрыто семь маршрутов электричек.

Что будет, когда начнётся дачный сезон и многие поймут, что теперь до «фазенд» им придётся добираться непонятно как, не так, как было привычно?

Ждать остаётся недолго.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс