Градус березниковского патриотизма

С 2011 года в российских школах начнется масштабная реформа старшей школы, в рамках которой будет уменьшено количество часов на образовательные предметы (часть из них будут базовыми, часть – профильными) в пользу нравственного воспитания детей. бязательными станут совершенно новые предметы «Гражданская зрелость» и «Россия в мире». От изучения некоторых предметов предложат отказаться в пользу патриотического воспитания. До 15 февраля будет проходить публичное обсуждение этого вопроса. Мы предложили березниковцам принять в нем участие.

Тамара Шпак, участник Великой Отечественной войны:
– Хорошо, что с детьми больше будут говорить на темы нравственного, патриотического воспитания. Я сама много раз принимала участие в таких уроках, рассказывала о том, как была снайпером в годы войны, о партизанском движении. Тишина в классе стояла полная. На чем еще можно воспитывать подрастающее поколение, как не на героических примерах! Жаль только, что опоздало государство с такими уроками лет на пять. Очень мало осталось в живых фронтовиков, которым есть чем поделиться с ребятами. В нашем совете ветеранов «Уралкалия» лишь 4 человека могут еще прийти на встречу со школьниками.

Надежда НАУМОВА, педагог:
– Патриотическое воспитание, это, как говорится, от чего бежали, к тому и прибежали. Когда мое поколение училось, мы были октябрятами, потом пионерами, помогали пожилым, принимали участие в акциях (сбор макулатуры, металлолома, уборке территорий), а сейчас что? Я смотрю на кадетский класс, который я взяла как классный руководитель, ребята не знают ничего о патриотизме, к присяге отнеслись как к игре, которая прошла, а они и забыли. Привить любовь к родине патриотические уроки могут, но только в том случае, если в нашей стране начнет торжествовать социальная справедливость.

Кирилл Сафронов, инженер-программист:
– Конечно, согласен! Потому как у современного подрастающего поколения практически полностью нивелированы понятия о нравственности, морали, патриотизме в хорошем смысле этого слова. Эти понятия заменены сейчас ложными ценностями. Например, часто слышу от своего племянника такие понятия: «подняться в авторитете», «срубить бабла» и прочее. Хочется надеяться, что новая реформа школьного образования будет способствовать нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Светлана Патраева, актриса драматического театра:
– Работая со студентами актерского курса музыкального училища, я убедилась, что вопреки распространенному мнению есть у нас замечательная молодежь, для которой любовь к Родине – не пустой звук. Мои студентки принимали участие во Всероссийском патриотическом конкурсе «За Россию. За Свободу» и занимали призовые места. Прививать патриотизм в школе надо, но не в ущерб урокам литературы и русского языка, потому что именно они лучше всего воспитывают любовь к родной природе, гордость за свой народ с его богатым духовным и культурным наследием, помогают понять загадочную русскую душу. Кроме того, молодые люди сегодня и так мало читают, а ведь чтение хорошей развивает мышление, умение думать, сочувствовать, сопереживать. В противном случае не вырастить истинного гражданина, патриотическое воспитание может обернуться демагогией, не затрагивающей главное – душу ребенка.

Эмма Казакова, художественный руководитель детского музыкального театра «Росинка»:
– Я поддерживаю эту реформу, хотя она может восприниматься как некий крен. Но ведь надо же что-то начинать делать в плане воспитательной работы! Я давно думала о том, что уже в младших классах должны быть уроки нравственности, воспитания души, чувств. К нам в театр-студию приходят ребята, впитавшие немало отрицательного из жизни, и приходится очень много работать, чтобы духовно вырастить маленького человечка. Учим уважению к старшим, мальчиков к девочкам, к людям другой национальности – любви к человеку, с чего, собственно, и начинается истинный патриотизм.

Леонид Ларьков, начальник УВД по Березниковскому городскому округу:
– Мне сложно говорить о формах работы по патриотическому воспитанию молодежи в школах, это больше вопрос к педагогам, хотя и здесь мы не должны оставаться в стороне. Патриотическое воспитание должно быть постоянным. В нашем многонациональном государстве тем более. Ведь у каждой национальности свои традиции, свой образ жизни. Это нужно знать и учитывать. Нужно держать руку на пульсе, так как на национальной розни раздуть конфликт крайне легко, что и показали события в Москве на Манежной площади. К сожалению, там проявил себя и молодежный экстремизм. Но повод для конфликта дала национальная почва. Я думаю, что в этом направлении надо работать засучив рукава всем – и преподавателям школ и милиции. Эта тема всегда была, есть и будет очень важной для нашего многонационального государства.

Лариса Пасхалова, депутат городской Думы, директор гимназии № 9:
– Люди старшего поколения проходили уроки патриотического воспитания в октябрятских звездочках, пионерских и комсомольских организациях. Нас воспитывали: сначала общее дело, потом я. На смену этим тезисам пришла западная идеология: сначала я, потом все остальное. Я считаю, что надо усиливать воспитательную работу в школе, пересматривать содержание программ, назрела необходимость перемен. Главное, чтобы переход на стандарты второго поколения, который предполагает преобразование ряда предметов (какие-то из них будут усваиваться через внеклассную работу) был хорошо подготовлен. А до 1 сентября времени осталось немного. За этот период министерству образования нужно организовать курсы для учителей, выпустить учебники, методические комплексы. Любая реформа вызывает тревогу, и все-таки новое – всегда интересно. С другой стороны, для того чтобы патриотическое воспитание было эффективным, необходимо, чтобы в обществе решались вопросы социальной справедливости, иначе мы не добьемся хороших результатов. Если дети будут слышать на уроках о любви к Родине, а в жизни видеть другие примеры, они станут жертвами двойной морали.

Вера Кирюхина, руководитель совета ветеранов педагогического труда:
– Действительно, сейчас воспитание в нашей школе не на должной высоте. Я считаю, что внимание надо уделить прежде всего русской культуре. К сожалению, сейчас уже выросло поколение, которое не помнит свои истоки, свои корни. Молодежь копирует западную культуру, а ведь в нашей тоже есть чему поучиться. Раньше, например, все торжественные мероприятия начинались с гимна. Сразу был соответствующий настрой, люди знали слова и дружно подпевали. Это объединяло, сплачивало. А сейчас старшеклассники не знают ни гимн, ни историю страны, некоторые затрудняются сказать даже, когда началась Великая Отечественная война. Думаю, что на знание истории своей страны надо обратить особое внимание. Хорошо, что сейчас любители старины начали приобщать молодежь к участию в реконструкции старинных обрядов и исторических событий. Молодые люди сами готовят себе костюмы, кольчуги, мастерят мечи и шлемы. Это занятие способно увлечь ребят и сделать нашу историю ближе и понятнее. Любовь к родине надо воспитывать с молоком матери. Если малыши не знают наших русских сказок, а воспитываются на одних только Чипах и Дейлах, то какие из них вырастут патриоты? Математики и информатика – это, конечно хорошо, но если у ребенка душа остается пустой, то мы можем потерять не только поколение, но и всю нацию.

Татьяна Леванова, детская писательница:
– Безусловно, есть необходимость усилить в школах воспитательную работу, особенно в старших классах, потому что к этому возрасту роль родителей в воспитании уже не является главной, к сожалению. Но я плохо представляю патриотическое воспитание отдельной дисциплиной, на мой взгляд, начинать его следует гораздо раньше, может быть, даже с детского сада, а в школе вести в рамках истории отечества, русского языка, литературы, географии. Если патриотическим воспитанием не занимались раньше ни родители, ни педагоги, в старших классах, конечно, начинать рискованно, поскольку в этом возрасте у ребят силен юношеский максимализм, поиск себя в этом мире часто выражается в демонстрации протеста к чему бы то ни было. Я надеюсь, что люди, высказавшие эту идею, учли все эти особенности и хорошо представляют, что делают. Что же касается того, могут ли такие уроки привить любовь к Родине в существующих условиях – а кто же тогда должен отстаивать идеалы социальной справедливости и уважительного отношения к человеку, как не мы сами? Если не начинать воспитывать самих себя, улучшение никогда не наступит.

НАУЧАТ РОДИНУ ЛЮБИТЬ
Осенью прошлого года правительство России утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Владимир Путин.

Общий объем финансирования программы в 2011–2015 годах составит 777,2 миллиона рублей, в том числе 596,75 миллиона рублей за счет средств федерального бюджета и 180,45 миллиона рублей за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих союзов, организаций культуры, спортивных и других организаций, а также средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства. Для реализации программы будут усовершенствованы нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение системы патриотического воспитания, а также организована работа по повышению профессионализма специалистов по воспитанию патриотов, отмечается в документе.

Головными исполнителями программы являются министерство образования и науки, министерство культуры, министерство спорта, туризма и молодежной политики, Минобороны и Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве РФ.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс