Прощай, отдых, или, а ну, в школу!

Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди – уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически подготовить ребенка, будь он первоклашка или выпускник, к учебному году?

Не правы те родители, с самого начала лета мучающие своих детей заданиями, которые учителя оставили им на летние месяцы. Тревожные предки, «загрузившись» рекомендациями, просто не дают ребенку перевести дух после старого учебного года. Папы, а особенно мамы, зачастую не замечают, что такой штурм – прямая дорога к негативному отношению чада к школе и тоскливому ожиданию следующего школьного сезона.

Подготовка ребенка к школе со стороны родителей заключается, во-первых, в поддержании интереса к знаниям, а во-вторых, в налаживании с ним теплых отношений. То есть необходимо стать для ребенка другом.

Этой ярмарки краски… Процесс покупки необходимых учебных принадлежностей может стать как лишним напоминанием о неумолимом приближении «каторги», так и ярким событием в жизни школьника. Главное, как этот процесс обставить. Для малышей и дошколят можно устроить небольшой праздник. Наряду с покупкой формы, рюкзачка, тетрадей, ручек и красок купите ему понравившуюся игрушку. Потом можно сходить в парк на аттракционы или в кафе поесть мороженого – пусть он порадуется. Более взрослым можно доверить часть покупок – вкусы у подростков меняются часто, так что сами они лучше вас разберутся, какую сумку или рюкзак купить, какую тетрадку выбрать...

Помните – не надо навязывать собственное мнение и конфликтовать по мелочам. Пусть сын или дочь сами решают, что они хотят, а вы лишь тактично скорректируете их предпочтения.

Трудный ребенок. Бывает, что с учебой у ребенка неважно. Прогулы, невыученные уроки… Многие родители силой пытаются «вбить» в голову своего чада «нужные знания» со словами: «Потом спасибо скажешь». Такая линия поведения может окончиться самым настоящим бунтом с разрыванием учебников, побегом из дома и чувством ненависти к школе, а главное – к вам.

Попытайтесь, прежде всего, поискать причину такого поведения. Быть может, ребенок переживает чувство одиночества, неполноценности, униженности, или это особенность его характера. Дайте понять, что вы любите его любого и готовы помочь ему решить проблему. От ощущения вашей протянутой руки зависит его будущее и дальнейшая учеба.

Первоклашка. Каждый здоровый ребенок рождается с исследовательским рефлексом – реакцией на новое. Это и составляет основу его дальнейшего развития. Яркая игрушка всегда будет вызывать желание потрогать, рассмотреть. На пороге школы юный исследователь начинает вести себя по-другому – он забрасывает вас многочисленными вопросами: «Что?», «Почему?», «Зачем?». Отвечая на эти вопросы обстоятельно, без раздражения, вы развиваете интерес к окружающему, пополняете словарный запас малыша. Разбирайте, что нарисовано на картинках, а потом поиграйте в игру «Кто задаст больше вопросов», ребенку это будет всегда интересно. Самая лучшая подготовка малыша к школе – это развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Этот возраст – предмет особого внимания со стороны взрослых, так как является переломным. Если, будучи дошколенком, ребенок не стеснялся задавать самые нелепые вопросы, и школа представлялась ему в радужных красках, то спустя несколько лет он может стать пассивным и раздражительным. Ситуация общения «взрослый-ребенок» меняется на «учитель-ученик».

Часто появляется такая проблема, как «нелюбимый учитель», что может вызвать состояние растерянности, тревоги и страха вместо желания идти навстречу знаниям. Здесь очень важно заметить это и вызвать на откровенность, но не как строгий наставник, а как лучший друг. В период со 2-го по 5-й класс для ребенка становится важным повышение самооценки, чтобы не быть «хуже, чем другие». Родители могут помочь своим детям, если начнут заниматься с ним спортом, устраивать в процессе общения ролевые игры, обучая правильному диалогу. Хорошо, если вы будете обсуждать с ребенком сказки, детские фильмы, рассказы, задавать вопросы, требующие не просто знания, но и размышления.

Подросток. Это самый сложный школьный возраст – с 6-го по 9-й класс. Заброшены детские игрушки, книжки, краски, школьные учебники: им на смену приходят новые интересы и увлечения. Подростку больше интересно то, что выходит за рамки школьной программы. Обостряются проблемы поиска взаимопонимания, одиночества, дружбы, появляется потребность к самостоятельному исследованию ситуаций, мнение взрослых ставится под сомнение, проявляется так называемый подростковый негативизм: «все надоело», «я сам все знаю».

В этот период наиболее важными становятся проблемы любви, особенно у девочек, у которых идет поиск себя, может возникнуть недовольство своей внешностью. Их отношение к началу нового учебного года может зависеть от успешности взаимоотношений с противоположным полом. Родителям в этот период важно, прежде всего, постараться приспособиться к изменениям в ребенке и придержать свои претензии и укоры при себе. Надо устраивать доверительные разговоры. Очень часто в 13-14 лет подросток считает, что ему лезут в душу, он становится замкнутым, что объясняется возрастным кризисом.

Не пытайтесь давить на подростка, лучше попробуйте договориться, как со взрослым, что конкретно нужно сделать к школе, составьте небольшой список. Дело в том, что в подростковый период у детей возникает чувство «взрослости», и если вы хотите, чтобы ребенок охотно шел с вами на контакт, всячески подчеркивайте это качество в нем. С дочерью обсудите, как она оценивает себя, что бы ей хотелось носить, какой бы она хотела себя видеть, не пытайтесь сильно влиять на ее выбор одежды или прически. Через такие простые вопросы вы всегда сможете понять, что волнует вашу дочь, уверена ли она в себе, чувствует ли она себя привлекательной.

Старшеклассник. Старшеклассники, особенно выпускники, начинают уже перед началом учебного года думать о предстоящем выборе профессии. Лишь безответная влюбленность может стать поводом для серьезных переживаний. Помогите своему школьнику, кто, как не вы, знает о его способностях! Но в то же время, не давите на него, узнайте о его желаниях, если они есть. Если ваши мнения относительно будущего радикально разойдутся, постарайтесь не заявлять категорично: «Как я решил, так и будет». Расскажите ему или ей о своих предложениях, выступайте на равных, убеждайте. И если сын или дочь категорически не согласится, пусть поступает по-своему. Ошибется – приобретет опыт. Чем больше вы протестуете, тем сильнее будет желание вашего взрослеющего чада сделать все по-своему.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


родители и дети