Святыня на камском берегу

Текст: Варвара Красавина

Основанный династией Строгановых Пыскорский Преображенский монастырь в этом году отпраздновал свое 450-летие. Впрочем, «отпраздновал» — это звучит громко. Заявленные по этому поводу трехдневные гуляния были более чем скромны. Совсем несопоставимы с величием этого места – настоящей жемчужины на Каме, колыбели православия на Пермской земле.

ДЕЛА ПРОШЛЫЕ
Сегодня, спустя более четырех веков, увидеть некогда огромный монастырский комплекс во всем его великолепии, увы, не удастся. В XVIII веке он был разобран по кирпичику и перевезен сначала на реку Лысьва, потом в Соликамск, а затем в только что учрежденный город Пермь. Причина – оползень подмываемой Камой монастырской горы, приведший к разрушению части строений. Сегодня, глядя на неровный, обрывистый контур крутейшего камского берега, понимаешь, насколько серьезно стояла проблема. Именно из кирпичей пыскорских монастырских сооружений был возведен Пермский Кафедральный Спасо-Преображенский собор. А на месте некогда цветущей обители осталась небольшая Никольская церковь, сохранившаяся на Храмовой горе до наших дней.
Однако, все по порядку…

Существует предание, что родоначальник пермской ветви династии Строгановых Аника Строганов, «обозревая пожалованные ему царем необитаемые места по реке Каме, увидел людей, облаченных в монашеские одежды... Узнав, что люди сии отшельники, жившие в глубине леса в маленьких шалашах, он захотел бедные шалаши... обратить в удобные кельи и из ничтожного скита создать монастырь». В 1560 году Аникий Федорович сделал первые щедрые пожертвования монастырю. Не исключено, что он принимал непосредственное участие в возведении обители во имя Преображения Господня.

Для поминовения царского рода Строгановы пожертвовали монастырю окрестные земли – от реки Лысьва до реки Нижняя Пыскорка. А у подножия монастыря выросло большое село Пыскор, в котором насчитывалось три тысячи жителей. В 1627 году Пыскорский монастырь получил от царя Тарханную грамоту, которая давала монастырю независимость от местных властей.

Со временем монастырь стал одним из богатейших в России. Его владения раскинулись на 50 верст по берегам Камы. Несколько десятков сел и деревень, солеварен, три подворья – два в Москве и одно в Соликамске, больше тысячи зависимых крестьян… В Пыскорском монастыре жили люди, владевшие разными художественными ремеслами – резчики по дереву, иконописцы, кузнецы, строители. Сам Аникий Федорович Строганов в конце жизни принял там постриг, а своим детям наказал заботиться о монастыре.

Но не только Аника Строганов является знаменитым монахом Пыскорской обители. На самой высокой точке Храмовой горы, практически у обрыва установлен памятный крест с лаконичной надписью: «Святой Преподобный Трифон Вятский». Родом этот подвижник происходил из Архангельской губернии. По легенде, с юных лет он ощущал призвание к монашеской жизни, и когда родители решили его женить, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель, где на 22¬м году жизни принял постриг от игумена Варлаама. Монах смиренно нес послушание, а по ночам усердно молился без сна и отдыха. Местные жители стали говорить о святости инока, что согласно «Житию» преподобного вызвало зависть других монахов. Тогда Святой Трифон на лодке бежит из монастыря и селится на берегу речки Мулянки, на территории современной Перми.

Однако после ухода святого на монастырских соляных промыслах иссяк соляной раствор. Пришлось уговаривать святого Трифона вернуться в Пыскор, и после его возвращения соляной раствор побежал обильнее прежнего. Но в том же году монах покидает Пыскорский монастырь навсегда: он уходит сначала на реку Чусовую, затем на Вятку, где основывает два монастыря.

Наибольшую известность Трифон приобрел как распространитель христианства среди коренного населения Пермской земли – вогулов и остяков.

Но вернемся на Храмовую гору, где в тени огромных тополей прячется красивейшая Никольская церковь. Она была построена в 1695 году солепромышленником Григорием Шустовым. В монастырском комплексе Никольская церковь занимала скромное место. Первоначально она задумывалась как монастырская ризница, затем стала больничной церковью при монастыре, а после его переноса обращена в приходский храм для жителей села и кладбищенскую церковь. Кстати, густо заросший травой погост с довольно свежими захоронениями конца прошлого века расположен здесь до сих пор. Сохранился и фрагмент старинной кирпичной ограды, по которому можно представить, насколько мощно была огорожена монастырская территория.

Как и подавляющее большинство российских храмов, во времена становления советской власти вплоть до 1941 года Никольская церковь была закрыта. И лишь в 1954¬56 годах Пермской реставрационной мастерской здесь проводились реставрационно-укрепительные работы.

ДЕЛА НАСТОЯЩИЕ
Время неумолимо. Оно превращает в пыль вековые замки и целые города, если современники не озаботятся их сохранением. Увы, сегодня Никольской церкви пока еще далеко до первозданной красоты. Удручает состояние прилегающей территории: густая трава, груды битого кирпича рождают ощущение неухоженности и заброшенности. А висящая Бог знает на чем оконная ставня и вовсе – ненужности и хаоса. Впрочем, следы позитивного участия человеческих рук все же есть: в нижней части колокольни обнаружена пара новых деревянных рам, свежая краска на крыше алтарной. Возможно, пройдет время, и Никольская церковь обретет новую жизнь, вот только успеть бы! К слову, в феврале 2005 года получено благословение теперь уже бывшего епископа Пермского и Соликамского Иринарха на начало работ по возвращению здания Никольского храма для организации на его базе монастырского подворья Пермского Богоявленского мужского монастыря. В июне 2006 года здание церкви было передано монастырю в безвозмездное пользование, и вместе с местными жителями начались работы по расчист­ке храма от мусора.

Но если Никольской церкви еще уделяется какое-то внимание, то расположенная у подножия Храмовой горы Преображенская церковь, построенная в 1782¬1808 годах на средства прихожан, просто погибает. Автором реконструкции церкви в 1830 году был выдающийся русский архитектор И.И.Свиязев. В 30¬е годы прошлого столетия церковь была закрыта, в этот же период разобрана колокольня. Уникальные резные иконостасы не сохранились. А с 1978 г. церковь пустует, и, по--видимому, не обходится без мародерства.

– Смотри, а кирпич-то какой хороший, – по-хозяйски восклицает дама дачного вида, поворошив ногой в наваленной груде. В это время в кустах замечаем легковушку, в которую что-то не менее деловито выносят прямо из церковного придела. Вот так, по кирпичику, по досочке уходит от нас наследие прошлого, способное рассказать о славных делах предков. Мы же лишаемся возможности приобщиться к этим делам, ощутить дух эпохи и ответить себе на ставший актуальным вопрос: «Кто мы?»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


церковь