Цены в церкви

Текст: Фёдор Куренков

Итак, деньги в церкви. Пока наше бытие определяет сознание. Люди, впервые решившие под воздействием жизненных обстоятельств, прибегнуть к услугам Церкви, зачастую оценивают этот контакт с позиции товарно-денежных отношений. И, как ни прискорбно, они оказываются правы. А как иначе? В церкви тоже люди. Они тоже хотят кушать: батюшки, матушки, бабушки… У батюшек и матушек, кстати, - детушки. Вот этот прейскурант цен на услуги и даёт гарантированный кусок хлеба всем вышеперечисленным. А если вам кажется, что цены высоки, так и товар не то, что твоя колбаса, - из иных сфер. Что же вы, товарищи, благодать за десятку купить хотите? Не слишком ли дёшево вечное блаженство оцениваете? Вот он – краеугольный камень сомнения и соблазна! Так брать, или не брать? А если брать, - то за что, когда и сколько?

Для разрешения этого вопроса обратимся к источнику, что превыше всяких авторитетов. В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как наш Господь Иисус Христос, посылая своих учеников и апостолов на проповедь, давал им такой наказ: « Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (выд. авт.)». Иными словами, Господь дал своим ученикам способность силою Христовою – по Его слову творить чудеса. Дал не за деньги, не за особые их заслуги (т. к. таковых пока ещё и не было), - дал просто так, даром, в счёт их будущих, грядущих подвигов. А т. к. этот дар Он дал им даром, то и они, в свою очередь, не должны просить себе никакого вознаграждения от людей, если только люди сами не захотят вознаградить их за труды и за чудеса: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои» (Евангелие от Луки. 10, 7).

Следующий эпизод, который воспрещает приводить церковные Таинства к денежному эквиваленту, находится в 8 главе Деяний Апостольских. Дело происходит уже после Вознесения Христова, в период активной проповеди учеников. Один язычник по имени Симон, видя чудеса, совершаемые апостолами при крещении уверовавших, стал просить апостолов дать ему такую же силу Святого Духа, обещая за это денежное вознаграждение. «Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому, что ты помыслил дар Божий получить за деньги». В связи с этим, спустя некоторое время, святые апостолы, составляя правила, по которым отныне должна была существовать христианская Церковь, постановили запрет на возведение в священный сан за деньги. Через несколько веков это правило было подтверждено и закреплено на Вселенских и поместных Соборах. А на Седьмом Вселенском Соборе в 787 г. Тарасий, патриарх Константинопольский в своём послании добавил, что не только за Таинство священства, но и за другие Таинства деньги брать нельзя.

Здесь необходимо разъяснение, т. к. не все, даже верующие и посещающие церковь, знают, что есть «Таинства». В христианстве 7 Таинств: Крещение, Миропомаза-ние, Причастие, Покаяние (исповедь), Елеосвящение (соборование), Брак, Священство (рукоположение, возведение в сан священника). Всё остальное: отпевание, панихида, молебен и т. д. именуется «церковными требами» и «обрядами». Ни одно из этих семи Таинств не может быть названо большим, главнейшим, или превосходнейшим над другими. Разве только Таинство Крещения должно стоять первым в этом ряду, т. к. оно – «дверь к остальным и начало спасения». При совершении каждого таинства происходит схождение благодати Святого Духа. Процитируем ещё одно постановление, теперь уже Шестого Вселенского Собора: «Никто из епископов, или пресвитеров (священников, - прим. автора), преподая пречистое Причастие, да не требует за таковое денег. Ибо благодать не продаема: и мы не за деньги преподаём освящение Духа…» (23 правило). И разъяснение к сему: «Упоминая о благодати, правило этим показывает, что здесь надлежит разуметь в с е (разрядка авт.) святые Таинства. Следовательно, этим правилом воспрещается и осуждается всякое вымогательство денег, или вообще какого бы ни было вознаграждения за святые Таинства. Ничто так не унижает Святыни и священного сана, как подобные требования».

А в наших храмах, как не прискорбно, даже за Причастие и за исповедь назначена цена, если они совершаются на дому (в нашей церкви Иоанна Предтечи вызов священника на дом для исповеди и причастия стоит 200 руб.). А ведь на дому мы причащаем и исповедуем тех, кто в церковь сам попасть не может: тяжело больных, парализованных, престарелых, находящихся на смертном одре. Кому как не священнику знать, что для верующего - Причастие. И брать деньги с того, кто лишён всех радостей жизни, для кого Причастие осталось последним утешением, есть, по меньшей мере, бесчестно, а, по сути, учитывая всё, сказанное выше – это должностное преступление. Можно попытаться найти оправдание, сказав, что это оплата труда священника, его, так сказать, физической энергии, которую он затратит, добравшись до больного. Тогда скажите: а что духовное лицо должно делать бесплатно, следуя велеию совести, долга, жертвенного служения, на которое оно (т. е. лицо) и призвано добровольно и свободно?

Возвысим голос в праведном возмущении и скажем, что в любой церкви людям неимущим все услуги будут оказаны бесплатно. Нужно только подойти к батюшке, объяснить, попросить… Но, скажу вам, как священник, такое бывает крайне редко. И не от того, что для людей 600 рублей (столько стоит Крещение) перестали быть проблемой, а от того, что для человека, живущего в условиях товарно-денежных отношений, с молоком матери впитавшего истину - «за всё надо платить», - психологически очень трудно (почти унизительно) просить о снисхождении на бесплатное обслуживание. И почти невозможно, если перед глазами строгий прейскурант, где каждое телодвижение священника оценено круглой суммой (например – освящение нательного крестика занимает у батюшки не более 2-х минут; однако, благоволите – 50 рублей!).

Ну а теперь перейдём таки к проклятому вопросу: а на что же существовать церковному дому и всем в нём труждающимся, если вдруг начать на деле (а не только на словах) доказывать принципы нестяжания, бескорыстия и благотворительности?

«Настольная книга священно-церковно-служителя», изданная в России в 1913 г., и являющаяся (по её собственному именованию) «сборником сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства», так определяла эту сторону жизни русских попов: «Вознаграждение православного приходского духовенства за исполнение церковных и приходских треб состоит в доброхотных даяниях прихожан (Высочайше утверждённые правила 24 марта 1878 г.; Указ Святейшего Синода от 11 декабря 1886 г.), и священнослужители, уличённые в вымогательстве платы за преподание треб, отрешаются от мест». Это означает, что 100 лет тому назад не только Таинства совершались бесплатно, но и все остальные обряды (панихиды, молебны, поминания) должны были совершаться священником не только без декларации размера вознаграждения, но и без ожидания оного. Хорошо было то, что у русского человека необходимость материально отблагодарить батюшку, была в крови, в менталитете.

А вот отрывок из речи покойного патриарха Алексия II, сказанной перед московским духовенством на Епархиальном собрании 25 марта 2003 года: «С чувством особого огорчения и скорби обращаются к нам простые верующие люди по поводу ценников, вывешиваемых в ряде храмов, на совершение Святых Таинств и треб, а так же об отказах в их совершении за минимальную плату (для малоимущих). Хотелось бы напомнить, что даже в то время, когда Церковь находилась под контролем специально созданных гос. структур, администрация храмов не позволяла себе назначать цены за совершение Таинств и треб. Излишне говорить о неканоничности данных деяний и о том, скольких людей через это потеряла и теряет наша Церковь.

Продолжаются нарекания на то, что в ряде храмов при подаче записок на поминовение за Божественной Литургией, молебном, панихидой ограничивают количество имён» (Журнал Московской Патриархии, 4, 2003 г.).

Так есть ли на просторах Руси храмы, где отсутствуют любые прейскуранты; а священник, перед крестинами младенца не сообщает вполголоса родителям и крестным, сколько наличности им придётся выложить? Твёрдо могу ответить: есть такие! Есть в Москве и Московской области, в Волгограде (совершенно точно знаю), и говорят, что даже у нас - в Пермской Епархии – таковые храмы имеются. И есть даже на Руси церкви, где (совершенно невообразимо!) отсутствуют цены на свечи! Бери, сколько хочешь, а в церковную кружку опускай, сколько можешь. Всё на христианском доверии, без свидетелей и соглядатаев. И, что удивительно: тамошние священники не обнищали и с шапкой по миру не пошли, потому, что люди охотнее всего жертвуют там, где видят бескорыстие, честность, нестяжание и милосердие.

А церковные прейскуранты – это всего лишь показатель нравственных и этических качеств духовенства вообще и настоятеля в частности, а так же показатель недостатка веры. Кто как не священник должен твёрдо помнить слова Христа: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?.. Потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом (Евангелие от Матфея. 6, 25; 32).

И если для самих священнослужителей эти слова останутся пустым звуком, без воплощения в дела, то, как смогут они научить других? Потому как любой человек на все наши проповеди может пока с полным правом и основанием ответить: «Врач, исцелись сам!».


Автор – "заштатный" священник.
Предоставлено специально для публикации в "Иной газете – Город Березники"
Фото с сайта kolonka.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Русская Православная церковь