Жить или не жить?

Жить или не жить? Этот вопрос, касающийся жительства в своих старых домах, волнует население поселка Мехколонна не первый год. И вот, казалось бы, этой весной дело сдвинулось с мертвой точки. На последнем заседании городской Думы депутаты всерьез озаботились судьбой этих бедолаг, затерявшихся в лесу вне времени и законов.

Мы уже не единожды рассказывали о незавидной участи тех, кто в начале 60-х основал этот временный поселок, перевезя щитовые домики из Кировской области, где прежде стояла механизированная колонна, обслуживающая хозяйство Свердловской железной дороги. Пока их услуги были нужны, люди жили прекрасно, имея в своих домах и освещение, и водоснабжение, и ухоженные огородики под окнами. А когда несколько лет назад мехколонна прекратила свое существование, беды посыпались одна за другой.

Сначала им перестали выплачивать зарплату, и все старания «выбить» долги за полгода честного труда в мехколонне оказались напрасны. Жители поселка стали искать работу в Березниках, но из¬за строительства железнодорожной ветки старую дорогу в город заменила новая трасса, ездить по которой общественный транспорт отказывался, и добираться до Березников стало проблематично. Сейчас движение наладилось, но неприятности продолжаются.

Ведь за 50 лет временное жилье, каковым считаются бараки мехколонны, пришло в полную негодность. Идешь по улице, и что ни дом — то покосившиеся стены и проваливающаяся крыша. Заходишь внутрь – по три столба на комнату, подпирающие потолок, и гнилые доски, проглядывающие в дыры некогда оштукатуренных стен.

– У нас тамбур на 5 см от дома отходит, – рассказывает Нурзия Дускаева, приехавшая в мехколонну в 75-м году. – Боюсь, что когда-нибудь утром выйду, а он на грядке лежит.

– Потолок провалился не только в комнате, но и на кухне, и в сенях, – делится Людмила Ерофеева, чья семья в 97-м году была вынуждена уехать из Казахстана. – Особенно страшно, что он на голову упадет во время дож­дя. Да и печку, покосившуюся и вросшую в землю, топить опасно. Стоишь рядом и смотришь, как бы пожар не случился, а то и выскочить не успеешь.

О былом благополучии, когда в домах было центральное отопление, говорят только обрезанные трубы – сейчас же вся надежда на печки, дымящие в домах едва ли не круглосуточно. В минувшую морозную зиму люди были вынуждены ютиться в одной комнатке по 4-5 человек, завесив остальные помещения теплыми одеялами, чтобы не пускать туда вожделенное тепло. В этом году многие собираются снимать жилье в городе, потому что больше такого кошмара не вынести, особенно если в семье есть маленькие дети.

Это накладно, но иного выхода нет. Вообще взрослые дети основателей поселка давно покинули свою малую родину и снимают квартиры кто в Березниках, кто в Перми. А некоторые обуст­раиваются в мехколонне, занимая пустующие бараки, хозяева которых умерли. Казалось бы, это невозможно – ведь, как правило, имеются наследники недвижимости, а если нет, то она принадлежит государству. Но дело в том, что недвижимость в мехколонне не принадлежит никому.

Несмотря на то, что улица Боровая – единственная улица мехколонны – значится на карте Березников и является как бы ее частью, дома на ней на балансе нашего города не значатся. Их как бы нет вообще.

Данный факт жители Боровой, считающиеся, согласно прописке, березниковцами, выяснили недавно, когда стали стучаться во все инстанции с вопросом, почему они, оплачивая в полном размере все коммунальные услуги, не получают этих самых услуг, начиная с капитального ремонта жилья и заканчивая чисткой дорог. Ответа не нашлось ни в городской администрации Березников, ни у руководства Свердловской железной дороги в Екатеринбурге.

Сейчас они платят только за электроэнергию – это единственный признак цивилизации в мехколонне. Не считая, конечно, колонки, с которой воду носит весь поселок и дружно молится, чтобы она не сломалась. Да еще дважды в неделю приезжает «магазин на колесах», доставляя товары первой необходимости.

– Жалко людей, – сочувственно кивает головой Антонина Власова, которой повезло приобрести квартиру в Березниках. Она приезжает в мехколонну только летом, в дачный сезон.

Таких дачников в поселке единицы, и их участки можно узнать по ухоженным грядкам и постриженным кустарникам. Большинство же местных жителей в этом году махнули рукой на заросшие бурьяном огороды в надежде уехать. Хоть куда, лишь бы пожить по-человечески.

– Так уже хочется прийти с работы, принять ванну и приготовить нормальный ужин, не экономя каждую каплю воды, – мечтает Валентина Трапезникова.

Когда оно будет, это счастливое будущее, не знает никто. Одни верят, что в горадминистрации Березников все-таки найдется давно обещанное резервное жилье, и переезд состоится уже в этом году. Другие, умудренные житейским опытом, потеряли всякую веру и машинами закупают дрова, готовясь встретить еще одну зиму в своих промозглых халупах. И все понимают, что наличие резервного жилья для них – только часть вопроса.

Чтобы распутать клубок противоречий, в котором они оказались волей судьбы, их
жилье, которого как бы нет и в помине, сначала должно оказаться на балансе Березников. Затем специально созданной комиссии необходимо принять решение, что оно действительно находится в аварийном состоянии и угрожает жизни людей. И только после этого можно будет говорить о переезде в Усольский микрорайон. По крайней мере, так нарисовала схему переселения жителей мехколонны на заседании городской Думы Елена Лебедева, заведующая отделом по учету, распределению, приватизации и обмену жилой площади Управления по распоряжению муниципальной собственностью администрации Березников.

На каком из этапов возможны заминки и препоны? Сколько времени займет процедура «взял-забраковал-разрушил»? Получат ли квартиры люди, прописанные на ул. Боровая, но имеющие в собственности жилье в Березниках? Ответы на эти вопросы, данные компетентными людьми, читайте в одном из ближайших номеров.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


ветхое жильё