Первое задание – щенка бросили в воду. Вернись хотя бы с рыбой

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Текст: Александр Наковальня
Иллюстрации: Сеть


Итак, всё подготовлено, ты со всеми знаком, утвердился в мысли стать журналистом, лейка с блокнотом за пазухой, редактор выдал первое задание…

Какое? А какое редактору в голову взбредёт. Чаще всего это задание не будет конкретным, важным и серьёзным – редактор не знает, чего от тебя можно ожидать и вообще, можно ли на тебя положиться, чтобы поручить тебе действительно важные для редакции задания. Хотя, скорее всего, редактор не будет задумываться даже над этим, он поручит тебе что угодно, первое пришедшее в голову, лишь бы поскорее от тебя отвязаться и заняться своими делами. Не по злобе, а просто потому, что у редактора в самом деле мало свободного времени и в его, редакторской жизни обучение неопытных журналистов не стоит задачей под номером Один.

Скорее всего, это будет задание в стиле: «пойди куда-нибудь и напиши что-нибудь». Самое общее направление и самая общая тема. Типа: «О молодёжи». Или: «О культуре». Или: «О производстве». И всё. То есть, конечно, редактор попробует как-то учесть твои предыдущие профессиональные навыки. Например, если ты обучался в педагогическом вузе, то и первое задание, скорее всего, будет связано со школами, образовательными процессами и т.д. Однако это лишь ненамного облегчит твоё положение, потому что та же образовательная тематика многогранна и безгранична. Как, собственно, и любая другая тема, которая может быть полезна для редакции.

И бесполезно пытаться конкретизировать, редакция не учитывает тебя в собственных планах, а для исполнения конкретных поручений у редакции есть более опытные журналисты. Поэтому конкретизировать задание придётся самостоятельно. По большому счёту, первое задание и вообще, первые задания, чем-то похожи на то, когда щенка бросают в воду – плыви. Обычно щенки выплывают, а вот начинающие журналисты – не всегда. Тогда их бросают снова и снова, до тех пор, пока не научатся. И если процесс затягивается дольше, чем на пару месяцев, начинающий, неопытный журналист превращается в головную боль для всей редакции и ему самому уже лучше подумать о смене профессии. Попробовал – не получилось, не стоит дальше мучить себя и других, как бы ни хотелось славы и признания.

Потому что, несмотря на всю неконкретность, это будет очень важный тест твоей способности к журналистике и очень важный опыт твоей журналистской практики, который многажды пригодится потом в твоей же журналистской карьере. Умение находить темы, умение разглядеть в будничной суете материал для подготовки публикации, увидеть тему для публикации, глядя на мир из окна общественного транспорта – это очень важный журналистский навык.

Но не следует при этом думать, что редакции требуется что-то вроде вольного сочинения на тему, изложения того, что ты думаешь о культуре, образовании или вообще жизни. Редакции требуется именно журналистский материал, а не школьное сочинение. Поэтому «высосать из пальца» текст, который потом будет опубликован, получится едва ли. Если, конечно, ты – не гигант мысли и виртуоз пера. Однако думать, что ты – оно и есть, слишком претенциозно для начинающего журналиста. Для неначинающего – тоже, но опытные журналисты как раз этим и не грешат.

А тебе при выполнении первого задания и, вообще, первых заданий потребуется привлечь на помощь всю свою смекалку, умение разглядеть интересную для потребителей информацию в самых обыденных вещах, добыть эту информацию и грамотно изложить. Причём так, чтобы это устроило редакцию.

Чтобы здесь не промахнуться, важно учесть специфику производимого редакцией продукта. И выполнять первые задания в соответствии с этой спецификой. Это в действительности нетрудно – необходимо просто понимать, какой аудитории адресована эта газета, и какой продукт этой аудитории предлагается. В смысле, в каком стиле подаются материалы, какие стороны факта или явления освещаются. С первым параметром дело вообще обстоит просто – поставь себя на место предполагаемого читателя и представь, что ему, этому самому читателю будет интересно, полезно и важно узнать из твоей публикации. Со вторым параметром ещё проще – полистай, посмотри, почитай предыдущие публикации своей газеты. И всё станет понятно.

Следует помнить, что журналистика – это профессия индивидуалистическая. Даже не в смысле конкуренции между самим журналистами за славу и деньги (это совершенно отдельная тема). И не в том смысле, что командный метод работы отвергается или не применяется, как раз напротив, наиболее успешно и эффективно функционируют те редакции, в которых используются командные методы при подготовке публикаций. Но!

Но стать частью команды, стать полезным в команде, играть вместе со всеми в общую игру, ты сможешь только в том случае, если умеешь сыграть в эту же самую игру полностью самостоятельно, в одиночку. Если сумеешь играть в эту игру сам. Один. Хотя бы выполняя первые задания редакции.

И не забывай - ты не Пушкин, не Гоголь, не Бальзак. Первые твои материалы могут быть совершенно "сырыми", представлять из себя всего лишь "рыбу" (заготовку) для полноценной и качественной публикации. Но принеси хотя бы это.


Автор – специальный обозреватель Иной газеты – Город Березники
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова