У кого и как учиться журналистике?

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Текст: Александр Наковальня

Журналистика – это прежде всего ремесло. Не наука, не искусство, не идеология, а ремесло. Которому, как всякому ремеслу, можно научиться. И которому, как всякому ремеслу, наиболее эффективно обучаться не в тиши университетских аудиторий, а на практике. А практика журналистики возможна исключительно в редакции средства массовой информации (впредь, говоря о СМИ, мы будем говорить анахронично – «газеты», хотя в виду иметь будем и теле-, и радио-, и интернет-, и всё многообразие современных СМИ, которое увеличивается по мере научно-технического прогресса).

Итак, в редакцию! И неважно, штатно или внештатно, важно – работать. Профессионально искать, обрабатывать и распространять информацию.

Но нетрудно догадаться, что редакция газеты, которую мы предполагаем за основное и наиболее эффективное место обучения нашему ремеслу, по основному своему виду деятельности не является учебным заведением. Если Вы пришли учиться в университет, то тут Вам и расписание занятий, и программа обучения, и профессура, которая получает зарплату за то, что передаёт Вам некие знания, и проверяет степень усвоения их. В редакции ничего этого, разумеется, нет. То есть, бывают, конечно, кружки юных журналистов при редакциях, школы народных корреспондентов и т.д. Но это – совсем не то. Что «это» на самом деле обсудим, как-нибудь, в следующий раз, а сейчас только констатируем факт.

Редакция существует не для того, чтобы Вас обучать. И специальных преподавателей, которые этим бы занимались, в редакции не держат. Конечно, если Вы – симпатичная девушка, кто-то из сотрудников редакции может взять над Вами шефство, объявить себя Вашим наставником и курировать Ваши материалы до завершения взросления (в докалийном «Березниковском рабочем», к примеру, такой подход практиковал знаменитый на тот момент корреспондент Владимир Узких). Такие случаи достаточно распространены, но помимо неоспоримых преимуществ здесь присутствует и столь же неоспоримый недостаток. Подшефный чаще привыкает к тому, что кто-то его постоянно курирует, наставляет и подсказывает, и… пропускает момент, когда уже можно и нужно отправляться в самостоятельное плавание.

В некоторых редакциях бывает и так, что редактор назначает новичку на первое время куратора. Который, как бы, должен посвятить подмастерье в нюансы профессии. Но чаще всего это кураторство не касается секретов ремесла, а представляет собой объяснение организации труда, особенностей работы данной конкретной редакции, короче, вопросы обустройства в новом коллективе. Ты туда не ходи, ты сюда ходи, интервью сдавай вовремя, новости пиши загодя. Не более.

Отсюда следует главный вывод – основным способом обучения нашему ремеслу является самостоятельная работа. Самостоятельная в том смысле, что никто, кроме тебя самого, не заинтересован в постижении тобой тонкостей профессии. В некотором смысле, постижение тобой профессии даже противоречит интересам твоих коллег, конкуренция в нашем цехе сильна, как нигде. И появление ещё одного мастера банально невыгодно остальным, уже состоявшимся, занявшим своё место и добившимся уже определённого статуса. Это, конечно, не значит, что тебе будут вставлять палки в колёса или намеренно прятать от тебя профессиональные секреты (впрочем, и такие случаи известны), но делать из тебя Великого Журналиста никто не станет. Только сам.

Важно принимать во внимание и такой момент – иногда, с учётом специфики работы редакции, бывает проще сделать за тебя работу, чем заставлять тебя переделывать её до достижения нужного результата. Предположим, написал ты статью, которая должна пойти в завтрашний номер. Написал ты её плохо. По совести, редактор (или куратор, если это входит в его обязанности) должен отправить материал на переделку. Но – статья запланирована на завтрашний номер! И заменить её нечем! И тогда редактор просто переписывает статью за тебя. Иногда – полностью переписывает, иногда вносит очень серьёзные правки. Причём, в некоторых случаях он может поставить свою подпись рядом с твоей, а в некоторых может оставить и одну твою подпись. И выйдет более-менее удобочитаемая статья, за твоей подписью, которая на самом деле сделана не тобой. С точки зрения получения тобой гонораров, обретения тобой некоторой славы это – хорошо. С точки зрения постижения тобой журналистского ремесла это – плохо.

Отсюда же и главный способ постижения профессии – сравнивай. Сравнивай результат. Сравнивай то, что написал ты, с тем, что в итоге вышло в печать (эфир). Ищи разницу. Если твою фразу перекроили, написанное тобой переделали, заменили заголовок и т.д. – подумай, почему. Подумай сам. Если сам не можешь додуматься – спроси у редактора, зачем и почему были внесены исправления. Хороший редактор найдёт время объяснить тебе, в чём тут загвоздка. Фактически ты получишь тот самый урок, который тебе необходим. И если ты хочешь стать профессиональным журналистом, ты этот урок усвоишь. Не усвоишь – значит, не хочешь, значит, и впредь будешь надеяться, что редактор всё за тебя исправит, сделает как надо. И будешь дальше работать так, что тебя будут исправлять и переделывать, и не стать тебе журналистом никогда.

Сравнивать также следует не только Вашу заготовку и опубликованный результат, но и, например, затраты времени. Сколько времени Вы потратили на подготовку статьи (вплоть до выхода её в печать) с полученным эффектом. Трое суток не спать, трое суток шагать, ради нескольких строчек в газете – слишком роскошно. Бывают, конечно, исключения, но так редко, что лучше об этом не думать.

И ещё. В каждой редакции есть свой «гуру». Звезда. Мэтр. Словом, журналист, который считается в этой редакции самым-самым крутым, важным, опытным и так далее. Так вот – на него смотреть не надо. И равняться на него не нужно. Наблюдать – да. Подсматривать используемые приёмы – да. Спрашивать совета – наверное. Но – не нужно делать так же, как он. Не нужно подражать. Во-первых, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. Мэтры, звёзды, гуру могут себе позволить, а Вам, молодому, начинающему, без имени, этого нельзя – не поймёт редакция, не поймут потребители. Не поймут, не примут, отринут и попробуй потом исправить негативное впечатление.

А во-вторых, и это, пожалуй, важнее, потому, что хороший, профессиональный журналист это – индивидуал. А не копия. И ценность каждого журналиста именно в его индивидуальности. Как в методах сбора и обработки информации, так и в способе, форме её подачи. Именно в этом состоит ценность журналиста не только для потребителей, но и для редакции, как средства массовой информации, предприятия, бизнеса. Хороший магазин предлагает разнообразный ассортимент, а не одни только плюшки под горчичным соусом.


Автор – специальный обозреватель Иной газеты– Город Березники

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова