Жил такой человек

В начале июня скоропостижно скончался Владимир Григорьевич Плющев. Сердце его перестало биться на работе. И пока не пришел сменщик, никто и не подозревал, что этого всесторонне талантливого, интереснейшего, глубоко любящего свой родной край и знающего его историю человека не стало.

С Владимиром Григорьевичем я познакомилась при неожиданном стечениb обстоятельств. Это произошло 24 января 1993 года, на третий день после моей свадьбы. Только мы с мужем попрощались с гостями, которые ушли, когда в доме все было съедено до последней крошки и выпито до последней капли, как воцарившуюся в квартире тишину, нарушил звонок в дверь. На пороге стоял наш давний друг Евгений Шишкин, известнейший в городе хирург и великолепный диагност, тоже, к сожалению, почивший в бозе, а с ним незнакомые мне, но хорошо знакомые мужу мужчина и женщина. Это и была чета Плющевых. Мой новоиспеченный супруг, конечно, обрадовался, что его лучшие друзья все-таки пришли нас поздравить (по разного рода причинам они не были на свадьбе). А я готова была сгореть от стыда, ведь в доме не осталось ничего, кроме пачки хорошего индийского чая, ни хлеба, ни сахара… Крепкий чай, вот и все угощение.

А уж каким хлебосольством славились Плющевы, знают все, кто хоть раз побывал у них дома. И каждый раз, садясь за ломившийся от угощений стол, я вспоминала тот позорный для меня вечер.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗЧИК
А бывать у Плющевых мне довелось часто. Владимир Григорьевич был удивительным рассказчиком. Какими только его историями, связанными с Березниками, русскими царями, татарскими ханами и Ермаком я ни заслушивалась, а потом назначала новые встречи, чтобы он рассказывал более подробно, и пересказывала их в городских газетах. Эти публикации собирала и бережно сохранила искусствовед городского музея Лариса Федоровна Коржавкина.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧУПИНСКОГО КЛАДА
Благодаря Владимиру Плющеву в Березники вернулось серебро из Чупинского клада. Он случайно увидел его в основной экспозиции Эрмитажа, куда экспонаты были отправлены на реставрацию.
«Как же так? Это наше серебро. Почему Эрмитаж присвоил его? – негодовал он и, не раздумывая, отправился прямо к директору.

Пиотровский принял его без обиняков, внимательно выслушал и согласился с тем, что экспонаты должны вернуться на родину.

Уже через час Плющев отбывает телеграмму своему другу Виктору Цыпуштанову (кто в городе его не знает?), и тот вылетает в Ленинград. Вы ни за что не догадаетесь в чем клад был доставлен в Березники. В обыкновенной нитяной сетке-авоське, обернутый газетами. В 60-х ведь в аэропортах досмотра не было. А билеты продавались без документов, как на поезд. Нынешние сотрудники музея об этой истории даже не знают.

АЛЬБОМ ГОЛИЦЫНЫХ
Как и не знали, каким образом попал в музей серебряный альбом семьи князей Голицыных. Эту историю Владимир Григорьевич слышал из уст самого Ивана Федоровича Коновалова, основателя березниковского музея. Владимир еще мальчишкой увлекся краеведением и занимался в его кружке, их так и назвали – «Коноваловские ребята». Так вот, еще будучи комсомольцем, в 20-х годах, Иван Федорович отправился в Москву на какую-то конференцию и, гуляя по городу, в витрине антикварного магазина увидел этот альбом. Надо сказать, что в это самое время он увлеченно собирал экспонаты для краеведческого музея Усолья, прародителя березниковского современного. Но, когда узнал цену… И ведь стрельнуло ему в голову пойти к самой Крупской. Рассказал он ей свою историю и нарком просвещения собственноручно подписала, не помню уж какой документ, и получил Коновалов альбом в подарок молодому создающемуся музею.

ПО МАРШРУТУ ЕРМАКА
Тайны похода Ермака в Сибирь всю жизнь волновали душу Владимира Григорьевича. И мечта, пройти его путем осуществилась. Пробный разведывательный поход состоялся в 1981 году, а второй, «Ермак 400», тщательно подготовленный – в 1982-м. В экспедиции участвовали радисты, фотограф, кинооператор, научный сотрудник Эрмитажа, а Владимир Плющев был ее руководителем.

Жаль, конечно, что найденные археологические материалы оказались «неофициальными», поскольку экспедиция не имела статуса археологической. Попытки «пристроить» находки в разнообразные музеи, отклика не возымели. Долгое время они хранились дома у одного из участников экспедиции (а это две корзины археологического материала), но при переезде на новую квартиру были утрачены.

ПАВЛИК МОРОЗОВ
В треугольном сквере в 60-годы был установлен памятник Павлику Морозову. Березниковскому скульптору Леониду Мартынову позировал ни кто иной, как Володя Плющев. А скверу было дано новое название – «Пионерский», которое так и не прижилось. Через двадцать лет гипсовая скульптура пионера-Плющева начала разрушаться, и в 80-е годы была демонтирована.

Вот такой человек жил в нашем городе. Он любил музыку, живопись. Даже танцевал в березниковском народном театре балета. Собственными руками построил дом и был одним из первых реставраторов усольских храмов…

Светлая ему память.

Текст: Ольга Коновалова , березниковская независимая газета “Неделя.RU”

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы