Они уже напуганы

Борьба с коррупцией все-таки начинается. Чиновники-коррупционеры уже вынуждены изобретать более сложные и затратные схемы для ухода от уголовной ответственности.

Коррупция стала ударной темой ежегодного доклада генерального прокурора Юрия Чайки в Совете Федерации, причем было затронуто несколько новых для прокуратуры тем. Чайка сказал, что «повсеместно выявлены факты» дискриминации малого и среднего бизнеса. На предпринимателей возлагают не предусмотренные законом обязанности, требуют от них лишних документов, требуют «благотворительную помощь» при заключении договоров аренды. Много нарушений совершается при проверках компаний, проверяющие приходят «без каких-либо поводов и оснований». В конце прошлого года по инициативе президента был принят закон, по которому все внеплановые выездные проверки малого и среднего бизнеса должны согласовываться с прокуратурой.

Генпрокурор также заявил, что его ведомство уже два года ведет постоянную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Проверка идет по «специальной методике». Суть и авторство методики генпрокурор не раскрыл. Но высказался за то, чтобы установить единые правила антикоррупционной экспертизы законом. Сейчас, по данным «Эксперта», ведомства, ответственные за борьбу с коррупцией, пользуются тремя разными методиками. По словам Чайки, законопроект сейчас согласовывается перед внесением в Думу.

Коснулся Юрий Чайка и результатов проверки законности использования государственного имущества. Эта проверка поручалась прокуратуре Национальным антикоррупционным планом, который Дмитрий Медведев подписал еще летом прошлого года (генпрокурор вообще много ссылался на этот документ, что тоже неплохая новость: все же национальный план не оказался пустой декларацией). Правда, ничего конкретного о результатах проверки сказано не было. Чайка лишь заметил, что «нарушения законодательства касаются практически всех сфер управления и распоряжения государственной собственностью».

Наконец, генпрокурор назвал неудовлетворительной практику, когда за коррупцию наказывают в основном учителей, врачей и мелких чиновников. Он, впрочем, добавил, что положение дел меняется: «В 2008 году за коррупционные преступления судами осуждено 996 должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. К уголовной ответственности привлечено 248 глав муниципальных образований, а также 62 депутата различных уровней». Чтение газет дает ощущение, что за коррупцию стали чаще сажать высокопоставленных чиновников. Это ощущение подкреплено и приведенной генпрокурором статистикой.

ЛИЧНАЯ ВОЙНА ГЕНПРОКУРОРА
В прошлом году Юрий Чайка в докладе Совету Федерации практически не касался темы коррупции. Он только сказал, что на 3% снизилось число зарегистрированных коррупционных преступлений. В переводе с бюрократического на русский это означало, что прокуратура успешно борется с явлением.

В этот раз генпрокурор говорил не в пример более содержательно. Разумеется, неизбежны подозрения, что мы имеем дело с очередной кампанией, которая не выльется в практические решения. Но против этих подозрений свидетельствует то, что борьба с коррупцией стала личным политическим проектом Юрия Чайки.

Прокуратура стала значительно добрее и отзывчивее, с тех пор как у нее забрали функции по возбуждению уголовных дел и их расследованию. В ведомстве говорят, что раньше им не приходилось столь тщательно и оперативно рассматривать заявления граждан. Чайка хочет увеличить аппаратный и политический вес прокуратуры, и ради этого всякое лыко идет в строку.

В докладе Совету Федерации генпрокурор несколько раз подчеркивал, что те или иные направления борьбы с коррупцией прокуратуре поручил президент. Он с явным удовлетворением сказал, что именно она теперь контролирует проверки малого и среднего бизнеса. Говоря о антикоррупционной экспертизе проектов законов и прочих нормативных актов, он особо упирал на то, что прокуратурой в этой области накоплен опыт, — явный намек на то, что именно за ней следует закрепить соответствующие полномочия при принятии закона о единой методике экспертизы.

Юрий Чайка не самый сильный в нашей стране лоббист. Подготовленный с подачи прокуратуры законопроект о передаче ей полномочий по возбуждению и расследованию уголовных дел в отношении «спецсубъектов» — судей, депутатов, следователей, прокуроров и т. д. — был внесен в Госдуму 21 января, получил положительное заключение профильного думского комитета, но после этого застрял в ожидании первого чтения. Не исключено, что такова же будет судьба законопроекта о единой методике антикоррупционной экспертизы. Конечно, его может внести президент (законопроект о «спецсубъектах» внес Верховный суд), и это будет сигнал думскому большинству не затягивать с его принятием.

Однако эффективность Чайки как лоббиста — вопрос второстепенный. «Часто приходится слышать, что борьба с коррупцией при отсутствии открытой политической конкуренции, развитого гражданского общества и независимых СМИ — дело безнадежное, — говорит председатель общественной организации “Национальный антикоррупционный комитет” Кирилл Кабанов. — На самом деле это не так. Политическая конкуренция, пусть и закрытая, продолжается. И это помогает борьбе с коррупцией». Пользуясь известным афоризмом, «движение все, конечная цель — ничто». Если в борьбе за полномочия и аппаратный вес прокуратура ослабит монополию ФСБ и Следственного комитета при прокуратуре, это уже поможет борьбе с коррупцией. Тем более если генпрокурор поднял эту борьбу на собственное ведомственное знамя.

BENTLEY ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
В конце апреля этого года Дмитрий Медведев, члены президентской администрации, министры, губернаторы и члены их семей обнародовали сведения о своих доходах. Тем самым они доставили согражданам немало приятных минут. Пресс-секретарь правительства Дмитрий Песков отдельно уточнил, что сведения о доходах — это проявление доброй воли министров. Поскольку процедура обнародования в рамках закона «О противодействии коррупции» станет обязательной лишь с 2010 года.

Считать деньги в чужих карманах вообще интересно, а если речь идет о высокопоставленных чиновниках — интересно вдвойне. По данным ВЦИОМ, почти треть россиян сочли это «отличной, давно назревшей антикоррупционной мерой», а еще 18% уверены, что это шаг в правильном направлении, но нужны более эффективные меры.

В личном зачете среди чиновников президентской администрации лидирует начальник контрольного управления АП Константин Чуйченко с доходом в 368 млн 511,9 тыс. рублей. В декларации указывается, что основная часть доходов получена от продажи земельных участков и недвижимости. Ничего скандального — Чуйченко пришел в Кремль из «Газпрома». Передовиком в правительстве оказался руководитель Минкомприроды Юрий Трутнев, заработавший 369 млн 944,9 тыс. рублей. Самой экзотической стала декларация руководителя президентской службы протокола Марины Ентальцевой. Она призналась, что владеет Bentley Continental GT Speed, самым мощным из автомобилей, когда-либо выпускавшихся компанией Bentley.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Дмитрий Медведев