Протест почемучек: долбанём по дебилизму!

По всей стране прошли акции движения против ЕГЭ. И Пермь не стала исключением: в сквере театра оперы и балета 26 апреля собрались «недовольные образовательной реформой». Под лозунги «Нет ЕГЭ!», «Меньше танков, больше книжек!» и «ЕГЭ – fuck off!» на улицу вышли представители пермских молодёжных движений.

Главной причиной протестов стал факт вступления в силу закона №17 от 09.02.2007 г. «О Едином государственном экзамене». Проступком «учёных мужей», по мнению недовольных, стали достаточно конкретные нововведения – во-первых, выпускнику и, следовательно, абитуриенту-2009 предстоит выдержать тест ЕГЭ по четырём дисциплинам вместо трёх, как это было раньше. При этом если в прошлом году учащийся сдавал два обязательных экзамена – русский язык и математику, и один – профильный, закреплённый за определенным факультетом вуза, то теперь два дополнительных теста уже определяются не вузом, а Министерством образования.

ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ?
Отношение к Единому экзамену различное. Власти, за редким исключением, уже по традиции отказываются комментировать проблему, «дабы не бередить». В вузах же пока находятся «смельчаки», готовые откровенно говорить о проблеме: «Сама по себе идея создания единой системы оценки знаний, которая позволяет сопоставить результаты обучения в школах по всей стране, представляется мне важной, – рассказывает декан филологического факультета ПГУ Борис Кондаков. – Не вызывает сомнений и основная форма проведения экзамена – тестирование. В то же время система ЕГЭ несовершенна. Абсолютизация результатов, стремление оценивать работу преподавателя в зависимости только от его результатов приводят к тому, что в школах нередко забывают о других формах контроля. Да и далеко не всё можно проверить при помощи тестов или коротких письменных работ, особенно если речь идёт о гуманитарных дисциплинах».

Подобное отношение к новой тестовой системе разделяют и те, кто непосредственно готовит выпускников к ЕГЭ и принимает его: «Для большинства учителей реформа – явление ожидаемое, – поделилась своими размышлениями Татьяна Акулова, заместитель директора МОУ СОШ №1 г. Кунгура. – Однако на качестве образования ЕГЭ отразится не в лучшую сторону, так как это общий экзамен для всех выпускников, вне зависимости от профиля получаемого образования. Так, к примеру, математика разным выпускникам нужна в разных объёмах, и если для биолога или историка уровень ЕГЭ достаточен, то для тех, кто собирается поступать в вуз на математический факультет, – совершенно нет».

МОЛЧАНИЕ – ЗОЛОТО?
Уже сегодня Борис Кондаков констатирует тот факт, что последствия введения ЕГЭ дали о себе знать: «Выпускники школ, пришедшие в вузы в 2007 и в 2008 годах, стали значительно хуже говорить. И я думаю, это результат исчезновения устных экзаменов: учителя заняты натаскиванием на ЕГЭ, и времени на развитие устной речи тратится всё меньше. Ребята не могут самостоятельно написать развёрнутый письменный текст; они не привыкли самостоятельно читать; значительно уже стал их культурный кругозор». Об этом же, но своими словами говорили и протестующие, среди которых оказалась выпускница экономического лицея, рассказавшая трогательную историю о том, как много лет их завуч учил детей «быть конкурентоспособными», а на практике это значит – «ходить по головам», когда «все средства хороши».

Встречалось и другое мнение: «Когда ЕГЭ только появился, я, конечно, отнеслась к нему отрицательно, но сейчас приходится работать с детьми именно по этим тестам, – рассказала нашему корреспонденту пермячка, сказавшая о себе лишь то, что она репетитор. – Самый большой плюс ЕГЭ – у школьников развивается интуиция, ведь более 70% всего теста можно просто угадать. При этом шансы как у меня – преподавателя с большим стажем, так и у троечников, которых я подтягиваю, совершенно одинаковые».

ОБРАЗОВАНИЕ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ
Также активистов возмущает идея Минобра «ввести двухуровневую систему образования в вузах». Так называемый болонский процесс. «Реформаторы ориентируются на подготовку «полуфабрикатов», из которых потом будут готовить «офисный планктон», – комментирует причины своего недовольства Константин Толкачев. – По факту, большинство выпускников идёт работать менеджерами низшего и среднего звена в сектор услуг, а вовсе не по специальности, когда обществу нужны высококлассные специалисты: преподаватели, инженеры, врачи, учёные».

Достаточно неоднозначно воспринимают «болонский процесс» и преподаватели. Ведь, с одной стороны, суть этой системы заключается не только в переходе на двухуровневую систему образования, но и в развитии научных и учебных связей между университетами различных стран, активизация «академической мобильности» студентов и преподавателей. К тому же после реализации реформы появится возможность корректировки собственной образовательной программы. К примеру, бакалавр филологии может поступить (при условии сдачи соответствующих экзаменов), например, в магистратуру по журналистике. А в перспективе человек может окончить несколько магистратур по разным предметам (и магистратура будет заменять достаточно популярное сейчас второе высшее образование).

Но мнения разделились и на этот счет: «Для многих наших студентов это будет потеря одного года обучения, – поясняет Борис Кондаков. – В образовательном стандарте для бакалавров (я говорю о стандартах филологического и журналистского образования) сейчас нет часов, отводимых на специализацию, сокращено время на научные исследования. Вообще, я бы назвал образование бакалавра – «общим высшим образованием».

В итоге получается, что в глазах многих работодателей бакалавр – это недоучка. Полное же образование будет обеспечено только магистратурой, но количество бюджетных мест в ней будет существенно меньше, чем в бакалавриате, и большинству студентов придётся обучаться платно.

Вариантов решения проблемы, по мнению экспертов, существует несколько. К примеру, разрешить два вида магистратуры: продолжительностью один год, которая бы готовила магистров-практиков (это был бы вариант, похожий на нынешнего выпускника-специалиста), и магистров-теоретиков, которых бы обучали на протяжении двух лет (это были бы будущие учёные, преподаватели учебных заведений и т. д.).

«ЕГЭ – В ТОПКУ! ФУРСЕНКО – В ОТСТАВКУ»!
Участники акции выдвинули общие требования, заключённые в лозунгах: «Нет бездумному внедрению ЕГЭ!», «Нет – «волчьим билетам» вместо аттестата!», «Нет сокращению бюджетных мест!», «Да – свободному выбору формы выпускного экзамена!», «Педагогу – зарплату и соцгарантии чиновника!» и, наконец, «Заменим Фурсенко, оставим высшую математику!».

В Перми активистами было предложено всем желающим подписать резолюцию, в которой раскрывалась суть этих требований. Но, несмотря на долгую подготовку и логичные рассуждения, в конце митинга сами организаторы сознались: «Одной акцией, конечно, почти ничего не изменишь, здесь надо собирать многотысячное шествие и идти со своими требованиями в министерство». Однако заявить о проблеме активисты всё же успели, в надежде на то, что вскоре к ним присоединятся остальные «неравнодушные тысячи». СПРАВКА «ПН» Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; инвалиды I и II группы; граждане до 25 лет, имеющие только одного родителя, и если средний доход семьи на каждого её члена ниже прожиточного минимума; молодые люди, уволенные с военной службы и поступающие в вуз на основании характеристики командира воинской части; участники и инвалиды боевых действий.

Текст: Кристина Андрейчикова, «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс