ЕГЭ доказывает, что учиться можно не только за деньги

Я думаю, что неутешительные результаты ЕГЭ 2008, показывают реальную картину знаний нынешних выпускников. А причины такого уровня знаний в том, что за годы , предшествовавшие введению ЕГЭ, у огромной массы как учеников, так и их родителей сложился устойчивый стереотип о невозможности бесплатного поступления в ВУЗ и соответственно бессмысленности получения каких-либо знаний в школе (ну раз поступать все равно не за знания , а за деньги).

В общем, преобладающим общественным стереотипом стало то, что учиться можно только платно (ну положено так).

Хотя в то же время другие дети (видимо, обладающие какой-то мотивацией, как правило, не только материальной) поступали из регионов в МГУ на бюджетные места (хотел написать «из деревень», но побоялся, что это будет воспринято как пустая метафора, а они действительно поступали).

Опять же стоит упомянуть об индустрии репетиторства и «репетиторства с гарантией поступления» (последняя, наверное, несколько пострадала от введения ЕГЭ).

Так что такое активное неприятие ЕГЭ связано именно с тем, что поступать и учиться легче и проще за деньги, а тут надо чего-то пыжиться, учить чего-то, готовиться.

А дети-то в школе отвыкли уже делать что-либо сами. Здесь я имею в виду детей обычных, а не тех, глубоко мною уважаемых, кто в четырнадцать лет знает, кем он хочет быть и целеустремленно идет в этом направлении сам (при помощи родителей, разумеется).

И проблема как раз, наверное, не в том, что система платного обучения социально несправедлива (кому образование действительно нужно, тот денег найдет), а в том, что в случае с ЕГЭ не работает достаточно комфортная для человека схема потребления: заплатил - и хорошо.

ЕГЭ требует затрат как раз не материальных – в этом его основное неудобство для нынешних выпускников и их родителей.

Ну а наиболее активные возражения по поводу ЕГЭ звучат в Москве, наверное, потому, что в этом городе перечисленные мною факторы выражены довольно ярко.

На мой взгляд, основным направлением совершенствования ЕГЭ следует считать как раз аспект безопасности, прозрачности и анонимности, чтобы не было повода говорить о том, что «понаехали тут с нарисованными баллами».

А вообще говоря, почему ЕГЭ должен кого-то спасать?

В настоящее время это наиболее адекватный инструмент мониторинга состояния школьного образования в стране – ну и прекрасно. Кроме того, можно и в ВУЗ бесплатно поступить – тоже неплохо.

Текст: Илья Магницкий, отец выпускника 2007 г., опубликовано Газета.RU
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


вузы