"Белкомур" пройдёт сквозь кризис и уведёт от Провала

Нет, это не Рио-де-Жанейро. И не "Белкомур"

На состоявшемся 27 ноября заседании Правительства РФ Владимир Путин заявил о том, что в ближайшие два-три года Госинвестфонд сконцентрируется на поддержке тех проектов в регионах, которые находятся в завершающей стадии, «чтобы не бросить стройки на полпути и в ближайшее время завершить строительство». Премьер-министр напомнил, что Госинвестфонд был призван поддержать проекты, имеющие ключевое значение для социально-экономического развития страны, стать мощным финансовым инструментом комплексного освоения территорий, адресной поддержки «прорывных» бизнес-инициатив.

С момента создания этого фонда прошло три года, пишет по этому поводу вчера “Новый Компаньон”. За это время он аккумулировал почти 400 млрд руб. Отобран 21 инвестиционный проект. Из 19 проектов, на поддержку которых в текущем году должны были поступить ресурсы Госинвестфонда, финансирование открыто пока только по 11. Не заключены концессионные соглашения ни по одному из четырех проектов строительства федеральных автодорог. «Есть примеры, когда частный инвестор уже начал вкладывать деньги, а государство свои обязательства не выполняет», — цитируются слова Путина на официальном сайте Правительства РФ.

Путин заявил, что необходимо еще раз проанализировать отобранные проекты по их качеству, перспективности, актуальности, чтобы вложить средства «как раз туда, где они нужнее всего».

Сенатор от Пермского края Оганес Оганян считает, что у Пермского края хорошие шансы получить финансирование на реализацию проекта «Белкомур». Причем, по его словам, деньги нужны не прямо сейчас, реальное строительство может начаться года через три-четыре.

«Следует напомнить, мы входим в самую первую фазу представления проекта, — уточняет заместитель председателя краевого правительства Юрий Уткин. — Выделение денежных средств на разработку проектно-сметной документации займет год-полтора. То есть проект будет готов после того, когда урегулируются кризисные явления».

Юрий Уткин считает, что заявления, которые сделал Владимир Путин, «совершенно точно не касаются «Белкомура». На 17 декабря назначено совещание по «Белкомуру» у заместителя министра регионального развития РФ. «Неделю назад я встречался с Виктором Басаргиным, он сказал: ни в коем случае не снижать обороты», — говорит Уткин.

«Белкомур» вошел в поддерживаемую вице-премьером стратегию развития транспортной системы России и в стратегию развития РАО «РЖД» до 2015 года. Юрий Уткин предположил, что «Белкомур» будет реализован значительно раньше по причине того, что, по прогнозным оценкам ученых, в этот период времени наступит транспортный коллапс.

Генеральный директор Межрегиональной инвестиционной компании «Северозапад-Прикамье» Юрий Демочкин также считает, что «Белкомур» соответствует критериям, предъявляемым Госинвестфондом. Демочкин рассчитывает, что в декабре 2008 года Министерство транспорта РФ согласует проект, в январе-феврале 2009-го состоится заседание инвестиционной комиссии, а в первом квартале проект будет утвержден. Выделение средств, по его мнению, может занять около года. По его оценке, сообщает “Новый Компаньон”, стоимость строительства, строительства «Белкомура» в 118 млрд руб., из которых 3,7 млрд руб. — проектные работы.

Любопытно, кстати, что вопреки известным планам и даже начавшемуся строительству 53-километрового железнодорожного пути в обход Березниковского Провала от Соликамска до Яйвы, по мнению Дёмочкина, если не будет осуществлён проект «Белкомур», Прикамье «лишится возможности вывоза сырья и грузов из Березниковско-Соликамского промышленного узла, компании не смогут реализовать намеченные инвестпроекты без новой железнодорожной магистрали. А частные инвесторы, в том числе – разработчики калийных месторождений планируют вложить в свои проекты 480 миллиардов рублей.

Следует заметить, что при всех очевидных выгодах строительства «Белкомура», с точки зрения социально-экономических перспектив этот проект менее всего выгоден Березникам, как муниципальному образованию со значительным населением. При сохранении нынешней политики местных властей, в условиях, когда основные транспортные потоки будут идти в обход Березников (из Соликамска в центр России через Яйву и из Соликамска в Архангельск), Березники окончательно лишатся возможности оспаривать у северного соседа титул столицы Северного Прикамья во всех отношениях. Это в свою очередь неминуемо приведёт к быстрому сокращению численности населения в Березниках, повлечёт за собой распад социально-культурной сферы и, в конечном счёте, может вернуть Березники в «догородское» состояние – совокупность нескольких заводских посёлков.

Впрочем, возобновление оживлённого железнодорожного сообщения из Соликамска через Яйву может в свою очередь способствовать экономическому развитии этого поселения. Многих березниковцев, родившихся в Яйве и переехавших в Березники, как ближайший центр городской цивилизации, это обстоятельство может утешать.

Текст: Антон Пятница, Андрей Шельга
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс