Чтобы и банки сыты, и заёмщики целы

Широко шагающий по стране «Маленький пушной зверёк» ( © Березниковский Форум) чреват не только падениями котировок и обнищанием т.н. «олигархов», но и социальными последствиями. Ухудшением и без того невесёлого материального положения пресловутых широких масс. Тех, чьим трудом обеспечивалось предыдущее процветание и рост благосостояния тех же «олигархов» и околоолигархического сектора экономики, и тех, за счёт кого «олигархи» и работники околоолигархической сферы сейчас пытаются компенсировать потери от кризиса.

Власти это вполне сознают. Во всяком случае, некоторые представители некоторых правящих кругов. Нетрудно догадаться, что социальные последствия в данном случае беспокоят не с точки зрения заботы о ближнем, а с той точки зрения, что оголодавший ближний становится опасен. Ничуть не менее, чем опасно было сообщество зомби в культовой страшилке. В связи с этим для правительственных кругов вполне логично пытаться предпринять какие-либо меры, чтобы не допустить превращения России в гигантскую «Обитель зла».

Одним из угрожаемых направлений несомненно является кредитный вопрос – в «тучные годы» население вполне раскусило прелесть американского образа жизни в той части, которая называется «жизнь в кредит». Более того, для значительной части граждан это была единственная возможность попользоваться благами цивилизации уже сейчас, в счёт будущих заработков, а не после построения светлого будущего, когда, может быть, даже удастся получить достойную пенсию, но блага уже не так уж и нужны. Непосредственно к этому примыкает и пресловутый «жилищный вопрос», решение которого предполагалось при помощи ипотечного кредитования. Предполагалось, предлагалось, а временами и навязывалось (здесь можно вспомнить увещевания березниковских властей к карналлитовым переселенцам, которых не устраивала оценочная стоимость их жилищ, - берите, сколько дают, остальное добирайте по ипотеке и покупайте квартиру получше).

Кризис, начавшиеся сокращения работников или, как минимальное последствие – ограничение и снижение зарплат (здесь достаточно вспомнить всё тот же «Уралкалий», для отдельных категорий работников которого антикризисные мероприятия означают потерю 50 % прежнего заработка) поставили под угрозу платежеспособность заёмщиков. Со всеми вытекающими неприятными последствиями. Тут очень кстати ещё за полгода до объявления в России кризиса развернулась пропаганда деятельности судебных приставов и коллекторских фирм по отношению к недобросовестным плательщикам и должникам, поэтому всю глубину возможных неприятностей граждане отлично представляют. Нетрудно догадаться, что этот, немаленький и присутствующий в разных пропорциях повсеместно (в Москве и Тюмени, например, до 15-20 % населения, в Перми – до 10-12 %, в Березниках – от 4 до 7 %) слой оказывается потенциальной группой социального риска. Как просто с гуманистической точки зрения, так и с точки зрения угрозы для существующего порядка.

В России более 600 000 ипотечных заёмщиков. При этом, с учётом банковских стандартов ипотечного кредитования, эти заёмщки – наиболее трудоспособная и социально активная часть населения. Задолженность по ипотечным кредитам составляет примерно 1 трлн руб. Около 66 млрд руб. в год граждане тратят на погашение долга по ипотеке.

К счастью, совсем без внимания эта группа не остаётся. Так, некоторое время назад банкиры и чиновники под патронажем Министерства регионального развития провели совещание о том, как помочь гражданам, купившим жильё в кредит (правда представители самого крупного ипотечного кредитора – Сбербанка отсутствовали). Как пишут по этому поводу “Ведомости”, в качестве одного из вариантов было предложено предоставлять оставшимся без работы заемщикам временный целевой бюджетный заем. По предложенной схеме средства должны выделяться по тем же каналам, что и пособие по безработице. Деньги могут тратиться исключительно на платежи по ипотечному кредиту. Субсидия должна быть возвратной — после того, как человек найдет работу, он должен начать выплачивать долг государству. А для снижения рисков государства можно применить вторичный залог квартиры, как это делается, например, с военной ипотекой. Цена вопроса не так уж велика (учитывая достаточно скромные масштабы ипотеки в России) – 20 миллиардов рублей.

Причём, сообщает газета, банкиры предложили распространить механизм не только на ипотечные, но и на другие кредиты. Предлагался также бюджетный механизм с использованием налоговых вычетов, увеличить жилищный вычет и распространить его часть на оплату долга по ипотечному кредиту и т.д.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс