Умные и небедные

В Москве, Нью-Йорке или Токио жители искренне уверены, что по количеству автомобилей их мегаполисы вне конкуренции. Это они зря, считают в городе Сарове, затерянном в лесах Нижегородской области. Именно Саров — мировой рекордсмен по числу автомобилей на километр дорог. Во всяком случае, об этом со ссылкой на УВД авторитетно заявляет сайт Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (ВНИИЭФ) — местного градообразующего предприятия.

Проверку фактами это утверждение, конечно, не выдерживает: по данным все того же УВД, в Сарове на километр дорог приходится 285 автомобилей, а в Москве — 657. И все же повод для гордости у саровчан есть, ведь по числу автомашин на 1000 человек они действительно догнали москвичей. Откуда такое богатство в городке, живущем за счет оборонки?

Родина советской атомной бомбы, Саров (он же Арзамас-16, а еще ранее — Москва-300) всегда был на особом счету, читай — на спецобеспечении. И за последние 20 лет город не утратил своих позиций. Разработчик и производитель ядерного (и не только) оружия, ВНИИЭФ, где работает 22 000 человек, — это для Сарова всё. Сотрудники института не только получают приличную зарплату, но и активно подрабатывают, выполняя заказы для множества организаций — от комиссариата по атомной энергии Франции до «Газпрома», — и щедрая компенсация за эту работу нередко кратно превосходит зарплату. Поэтому неудивительно, что автопарк Сарова так резво растет.

«Только за прошлый год вновь было поставлено на учет около 6000 автомобилей, — говорит глава администрации 90-тысячного Сарова Валерий Димитров. — Из приобретаемых автомобилей 40-50% приходится на иномарки». Здесь, к примеру, попадаются спортивные Porsсhe. Не говоря уже о внедорожниках, среди которых встречаются те же Porsсhe, а также Merсedes, Hummer и BMW. «Спрос есть, мы ведь федеральный ядерный центр, люди тут с деньгами, и они несут их к нам», — говорит директор дилера Renault в Сарове «СоюзАвто» Герман Горюнов. По его словам, за прошлый год продажи центра увеличились на 18%. А не будь жестких квот на закупку иномарок, уверен он, бизнес развивался бы куда быстрее.

Москва достигла нынешнего уровня обеспечения автотранспортом (по российским меркам весьма высокого — около 340 машин на 1000 жителей) во многом из-за безумного роста цен на жилье, когда отчаявшиеся накопить на свой угол люди покупали добротную иномарку. В Сарове вышли на те же показатели автомобилизации, не отказывая себе в жилье.

ВНИИЭФ повышает покупательную способность горожан, не только увеличивая их доходы, но и снижая цены. «В городе строится 0,7 м2 на человека в год», — рассказывает руководитель саровского фонда «Доступное жилье» Игорь Беляков. В Москве при этом вводится меньше 0,5 м2 на человека.

Жилье в Сарове еще несколько лет назад стоило дороже, чем в Нижнем Новгороде, теперь — в 1,5-2 раза дешевле, потому и расходится как горячие пирожки. «Наш фонд, который контролирует больше половины рынка, сдерживает цены, — говорит Беляков. — Мы и руководство ВНИИЭФ собираемся и решаем, что хорошо бы подрядчикам иметь прибыль не больше 15%. И все счастливы».

У администрации, похоже, остается только одна причина для недовольства — отток капитала. «В 2007 г. отток денежной массы за пределы “периметра” составил порядка 1,5 млрд руб., а в 2008 г. может вырасти еще в полтора раза», — сокрушается Димитров. Радует одно: стать мировым лидером по этому показателю Сарову не грозит.

Текст: Александр Кияткин, SmartMoney
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


экономика