Душевед или душегуб?

Текст: 
Ян Арт

Работа корпоративного психолога приносит впечатляющие результаты. Продавцы лучше продают, администраторы — администрируют, программисты. Соответственно, программируют. А начальство в курсе всех проблем коллектива — начиная от общей нелюбви к главбуху и заканчивая чьим-то служебным романом. Корпоративная психология сегодня на щите — со всеми плюсами и минусами этой моды.

ХОТИТЕ ПОГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ?
«По большому счету задача корпоративного психолога сводится к трем основным направлениям, — констатирует профессор психологии Владимир Менделевич. — Во-первых, организовать взаимодействие в коллективе, во-вторых, заниматься решением конфликтных ситуаций и, в-третьих, участвовать в подборе кадров».

Популярным инструментом в деле организации взаимодействия становится формирование так называемых психопрофилей. Часто это нечто вроде «дополнения» к личному делу, досье или кадровому формуляру сотрудника, в котором описываются его психологические возможности. Например, реакция на критику, умение выслушивать чужое мнение и отстоять свою точку зрения, способность работать в команде, реакции на кризис и т.п. Предполагается, что психопрофили используются топ-менеджерами или владельцами бизнеса при кадровых перестановках, позволяя решить, сможет ли тот или иной Василий Иваныч командовать корпусом и армией или ему «тут, Петька, малость подучиться надо».

Из того же ряда — участие психолога в формировании корпоративной культуры. Не на уровне тезисов, прописанных в миссии компании или правилах внутреннего трудового распорядка, а именно на уровне подсознательного. Задача — из многих «я» сформировать «мы — корпорация».

Тут часто возникает развилка. Одни идут по «научному» пути, другие — по «прикладному». В первом случае все сводится к нескончаемым тестированиям или «стрессовым собеседованиям», утомляющим коллектив. Во втором психологу поручают заняться конкретными вещами. Например, участвовать в подготовке корпоративных мероприятий или деловых переговоров, заниматься разработкой корпоративного дресс-кода, проводить тренинги с коллективом, где моделируются типичные ситуации, особенно возникающие в работе с клиентами. По мнению специалистов, в крупных фирмах имеет смысл привлекать штатного психолога и к разработке маркетинговых и рекламных кампаний. «Вариант, когда психолог принимает реальное участие в текущей работе компании, обычно дает куда большие плоды, — говорит Михаил Алексеев, психолог одной из крупных корпораций. — В этом случае он выдает вполне обоснованные и компетентные рекомендации и может «точечно» влиять на бизнес-процессы. Его функции становятся понятными, а эффект от его присутствия осязаем и измерим».

Впрочем, на «прикладном» пути тоже есть свои ухабы.
«Когда наниматель предложил мне участвовать в реальных мероприятиях в жизни коллектива, поначалу мне это очень понравилось, — рассказывает Никита Б., бывший штатный психолог одной из московских фирм. — Но со временем оказалось, что я должен организовывать банкеты, обсуждать с ресторанами меню, договариваться с музыкантами. А когда на меня повесили и покупку цветов по случаю дня рождения той или иной сотрудницы, пришлось объяснить директору, что для этой работы диплом психфака МГУ не обязателен. И уйти».

ДРАКУ ЗАКАЗЫВАЛИ?
Вторая из главных функций психолога в бизнесе — разрешение конфликтных ситуаций внутри коллектива. Тут нет ничего нового, это сочетание традиционной конфликтологии и бизнес-процессов. Любой опытный психолог действует, исходя из тривиальной истины: в любом конфликте есть «вход», значит, должен быть и «выход». Его задача в такой ситуации — вытеснить эмоциональное восприятие конфликта логикой, определить суть интересов конфликтующих сторон и найти точку компромисса. А заодно обеспечить всем возможность сохранить лицо.

«Тут важно понимать смысл нашей работы, — объясняет Михаил Алексеев. — Задача психолога — не помирить (с этим справится любой здравомыслящий и доброжелательный человек), а найти конструктивный выход из конфликта. Не забывая, что психология не универсальная палочка-выручалочка и что у конфликта могут быть корни, не поддающиеся «лечению».
Часто работодатели совершают типичную ошибку, возлагая на психолога ответственность за то, чтобы в коллективе все и всегда было «тихо и гладко».

«В моей практике был случай, когда руководитель требовал от психолога исправить в компании нездоровую атмосферу, — рассказывает бизнес-тренер Елена Замирова. — А причина была тривиальной: в фирме крайне неаккуратно выплачивали зарплату. И угадать ее размер работники были не в силах, так как начальник ввел крайне запутанную систему штрафов и депремирования. В итоге люди жили как на иголках. И никакие собеседования, мероприятия и тренинги проблему в принципе разрешить не могли».

По словам Елены Замировой, убедить директора в том, что надо действовать не наукой, а рублем, не удалось. В итоге средняя продолжительность работы в компании не превышала четырех месяцев, причем психолог тоже уволился через полгода. Многие штатные психологи призывают отделять мух от котлет. По их мнению, исключительная ставка на психологию — одна из типичных ошибок руководителей, «прознавших» о пресловутых «методах нематериального стимулирования работников».

«Умные топ-менеджеры понимают: нематериальное стимулирование — хорошая добавка к зарплате, способ повышения лояльности работника, но не более того, — согласен Михаил Алексеев. — Дураки же полагают, что корпоративную психологию придумали, чтобы денег не платить».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кризис