Найти работу у "Одноклассников"

Текст: 
Ян Арт

…Последней каплей, переполнившей чашу, стало публичное заявление тогда еще претендента, а ныне президента России Дмитрия Медведева, заявившего, что он зашел на Одноклассники.ру и нашел кучу своих тезок-однофамильцев. С этого момента заводить страничку в Одноклассниках стало таким же признаком хорошего тона, как в начале 2000-х осваивать горные лыжи. Сегодня в Одноклассниках – не только студенты и скучающие клерки, но и министры, бизнесмены, шоу-звезды, писатели и политики. В России начался бум социальных сетей. И уже прозвучала версия, что этот бум принципиально изменит всю сложившуюся систему поиска работы.

Проекты в этой сфере открываются один за другим – Одноклассники, Мой круг, Контакт, Вспомни и проч. И, судя по всему, в ближайшее время можно будет услышать еще о нескольких подобных проектах.

«Думаю, что повальное увлечение социальными сетями – это очередная мода», - говорит Валентина Крылова, главный редактор профессионального интернет-портала рекламистов Адвертолоджи.ру. – Просто эти проекты появились, что называется, в нужное время в нужном месте. Экономическая ситуация более-менее стабилизировалась, накал борьбы за существование снизился и пошла ностальгия по «просто общению», по восстановлению социальных (а не только деловых и профессиональных) контактов. Вот и выстроилась цепочка: сначала развернулись всевозможные профессиональные форумы, потом появились блоги, теперь – социальные сети».

Так или иначе, но последние полгода разбухшие (более 10 млн. пользователей) социальные сети все чаще проявляются в новом качестве – как способ поиска работы и работников. Некоторые из них (например, «Мой круг») изначально задумывались как пространство для жаждущих трудоустройства, для других («Одноклассники» и «Контакт») это явно «побочный эффект».

Принцип примерно такой же как в газете «Из рук в руки»: зачем тому, кто хочет что-то продать (в данном случае – свой труд), и тому, кто хочет что-то купить (найти сотрудников) посредники? Чем больше людей в той или иной сети, тем больше шансов, что они напрямую найдут друг друга. Тем паче, что Интернет дает возможность установить мгновенный, не зависящий от расстояний и к тому же бесплатный контакт.

В этом смысле с тезисом Крыловой о «нужном месте» можно согласиться на все сто: Интернет уже несколько лет стал доминирующим инструментом при поиске работы. Дорогу проложили многочисленные «работные» сайты, такие как www.superjob.ru, www.job.ru или www.headhunter.ru, в базах данных которых сегодня – десятки тысяч резюме и вакансий.

Сами профессионалы в сфере рекрутинговых проектов признают, что сегодня Интернет доминирует в этой сфере окончательно и бесповоротно.

«Наш холдинг имеет два варианта для массового подбора персонала – газету «Работа Сегодня» и сайт Job.ru, - говорит Сергей Орехов, директор по маркетингу холдинга «Пронто Москва». – Так вот, если в еженедельный выпуск газеты поступает порядка 2,5 тыс. вакансий, то на сайт за то же время – более 15 тыс., и это только в Москве.

По оценке специалистов, около 7-8% пользователей Интернета используют его при поиске работы и это число постоянно растет. Причем перенос вектора рекрутинговых интересов в Интернет – общемировая тенденция. Подтверждаемая самым надежным и прозаическим доводов – деньгами. Например, в США в 2007 году американские работодатели потратили на онлайн-сервисы $6,7 млрд., почти вдвое больше, чем годом раньше. В России общей финансовой статистики нет, но известна цифирь «поголовья»: если год назад количество посетителей всех работных сайтов Рунета составляло около 6 млн. человек в месяц, то ныне уже достигает 10 млн.

Рост впечатляющий, однако именно бум социальных сетей вносит неожиданные коррективы в развитие интернет-рекрутинга. Их апологеты полагают, что соцсети станут новым словом в системе поиска работы и подбора персонала и отодвинут на задний план кадровиков-профессионалов. Примерно как супермаркеты отодвинули в сторону маленькие магазинчики с прилавками. И по той же аналогии россияне, воспользовавшись возможностями социальных сетей, в вопросах трудоустройства перейдут на Интернет-самообслуживание.

ЛИЦОМ К ЛИЦУ ЛИЦА НЕ УВИДАТЬ?
Принцип действия социальных сетей в этом плане прост. Например, на сайте «Моего круга» пользователь, создавший тут свою страницу, указывает сферы своих профессиональных интересов, перечисляет места работы и указывает, ищет ли он работу в настоящий момент. А специальный поисковик помогает найти потенциальному работодателю интересный ему «кадр». Второй вариант – информация, передающаяся по принципу «сарафанного радио», через бывших одноклассников, сокурсников, сослуживцев, с которыми установлен Интернет-контакт. С учетом «принципа восьмого» (считается, что все люди на планете знакомы между собой максимум через семь персон) эффект получается весьма внушительный. Во всяком случае – по количеству потенциальных контактов, а следовательно – предложений.

Что и позволяет наиболее горячим сторонникам социальных сетей на разные лады перепеть нечто наподобие известной песенки из «Приключений Электроника»: «До чего дошел прогресс, труд рекрутеров исчез…». Интернет-специалисты, впрочем, настроены куда более скептически.

«Это не принципиальная реформа устоявшихся форм поиска работы и персонала, социальные сети просто упрощают этот процесс, делают его более многовариантным, полагает Павел Власов-Мрдуляш, главный редактор он-лайн-газеты iToday.ru. Сам Павел, впрочем, именно в «Моем кругу» нашел одного из сотрудников для нового Интернет-проекта. «Но и традиционным способами – услугами профессиональных рекрутинговых агентств мы тоже воспользовались», - добавляет он.

И этот вариант все же останется главным, убеждены сами рекрутеры. По словам Сергея Орехова, «работные сайты» не видят в социальных сетях конкурента и угрозу бизнесу. Напротив, сети станут еще одним инструментом, который рекрутеры приладят на пользу делу.

«Конечно, работодатели и соискатели все более активно используют социальные сети для поиска друг друга, - соглашается Орехов. - Но, не стоит забывать, что соцсети подходят только для селективного, персонального рекрутмента. То есть, когда необходимо найти сотрудника с опытом работы в определенных компаниях или обладающего специфичными навыками. Это ручной и очень трудоемкий процесс. Для массового рекрутинга, где главными показателями являются цена и скорость подбора персонала, как нельзя лучше подходят классические job-порталы с хорошей посещаемостью, и профессиональные кадровые агентства». Впрочем, он не исключает в будущем интеграцию сервисов job-сайтов и социальных сетей. Кстати, подобные процессы уже происходят на американском и европейском Интернет-рынках.

«Профессиональные рекрутинговые сервисы от «атаки» социальных сетей не пострадают, так как они рассчитаны прежде всего на HR-специалистов, - отмечает Марина Корф, главный редактор портала Bankir.ru. – А уж кадровики менее всего заинтересованы в том, чтобы брать на работу в свои компании родственников друзей, бывших одноклассников и давних соседей по койке в пионерском лагере».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кадровый голод