ОН на ЕГЭ

10 июня общественный наблюдатель за проведением единого государственного экзамена (далее — ОН) подошел к ступеням, ведущим ко входу в березниковскую среднюю общеобразовательную школу № 24. В соответствии с ранее полученными инструкциями, войдя в школу, ОН предъявил паспорт и заявление, свидетельствовавшее о его желании провести наблюдения в данном месте в данное время в пределах своих полномочий. Взамен ОН получил пропуск, который вскоре отдал дежурным на этаже.

— Строгости не лишние, — думал ОН. — Раз экзамен государственный, то и порядок должен быть соответствующий. С одной стороны, у детей судьба решается, отвлечет кто-нибудь, одного единственного балла не хватит, и мечта стать студентом в нынешнем году рухнет. А с другой стороны — негоже, чтобы по пункту проведения экзамена слонялись родственники экзаменуемых и подбрасывали им шпаргалки.

Экзаменуемых ОН встретил немного. Сегодня уже был резервный день проведения экзамена.

Пришли только те, кто проболел в день основной, и те, у кого выбранные экзамены совпали по времени.
— Это хорошо, — подумал ОН, — защищает права детей.
Из 22 воспользовавшихся резервным днем 18 сдавали географию.

ОН решил поговорить с одной из девушек. Ее звали Настя, она заканчивает лицей №1, а сегодня сдает русский язык.
— Русский — любимый предмет, а, кроме того, было ведь несколько тренировочных экзаменов, — ответила лицеистка и отправилась в класс.

Общественный наблюдатель решил, что самое лучшее — пойти туда же и посмотреть, как ребята получат задание. В классе две учительницы рассаживали пришедших по одному за партой. Рассадка напоминала игру в "морской бой". На партах стояли фишки, например, А1, Б2, В4. Каждый занимал заранее назначенное место. На партах появились паспорта, ручки, у храброй лицеистки — шоколадка и коробочка сока.
— Это можно? — спросил ОН у организаторов.
— Да, — ответили ему. — А вот курить отпускать не будем. Да и в туалет — нежелательно. Три часа потерпят. В крайнем случае, проводим.

А вот и самое главное. В классе появились КИМы. Не Ким Чен Ир и не коммунистический интернационал молодежи, а контрольно-измерительные материалы. Они были в пакетах, которые дети вскрывали натренированными движениями. В пакетах обнаружились бланки регистрации, бланки для ответов и собственно задания, которыми и измеряются знания, полученные выпускниками. У каждого практически неповторимый вариант. На обязательные экзамены, например, на математику, миллион вариантов был, чтобы на всю страну хватило.

На доске ОН увидел загадочные клеточки. Но вскоре ему стало ясно, зачем они. С помощью их организаторы помогали экзаменующимся заполнить бланки. Оказывается, важно даже правильное написание каждой цифры. Проверять-то будет компьютер в Москве. А он глупый, увидит единицу с носиком и решит, что это семерка… Вместо вуза в армию… Ставки высоки. Так что дети старались, писали аккуратно.

В одном месте надо было указывать класс. Все писали 11.
— Если кто-то заканчивал школу не в этом году, пишите 12, — предупредили организаторы. Но таких на сегодняшнем экзамене не было, и они это знали. Работа по организации ЕГЭ в октябре начинается, в феврале уже ясно, кто будет сдавать. Но база обновляется чуть ли не в режиме он-лайн.
— Был случай, пришла девочка, которой только вчера паспорт поменяли, а в Москве на нее старые данные, — рассказывает Наталья Князева. — Сразу же пробили изменение, ребенок не пострадал.

Наталья Викторовна — хозяйка на этом пункте приема экзамена и вообще, главнокомандующий по ЕГЭ в Березниках. У нее в подчинении десятки учителей, которых она умело расставляет на объекты. Чтобы за сдачей географии следил физрук, а географ был на экзамене по математике. Чтобы учителя из одиннадцатой школы дежурили в первой, а из третьей — в двадцать четвертой. Это рубежи против необъективности на экзаменах.
— Кадры у меня хорошие, — говорит Наталья Викторовна. — Некоторые уже шестой год на ЕГЭ работают.
— Это заметно, — подумал ОН. — Организаторы держатся очень уверенно и спокойно. А это и детям передается.
Но тут его попросили выйти из класса.
— Теперь своим присутствием вы можете оказать психологическое давление на детей, — объяснили организаторы.

Оказывать давление ОН ни на кого не хотел и подчинился. Даже ходить по коридору старался тихонько. Чтобы у детей не возникло повода написать апелляцию.
— У нас их, вообще-то, не бывает, — сообщила Наталья Викторовна. — Давно, в первый год ЕГЭ дети пожаловались, что им мешал работавший неподалеку трактор. Теперь даже за этим следим.

Как пишут в романах, "потянулись мучительные часы ожидания". Чтобы скрасить время, ОН пошептался с госпожой главнокомандующей о том, когда будут известны результаты.
— Дети узнают свои результаты в Интернете. Сертификаты начнут поступать после праздников. А окончательные итоги обобщим в конце июня. Но уже знаем, что они хорошие. По английскому — лучшие в России. По русскому тоже выше среднероссийских, лучшие в Пермском крае. 4 выпускника — стобалльники. Есть, чем гордиться.

Как бы в подтверждение этого вывода первый выпускник покинул класс уже через час после начала экзамена. Точнее, снова выпускница. Это была Катя из школы № 5.
— Что, экзамен легкий был? — спросил ОН.
— Да, простой, — ответила Катя.
— Ну, дай тебе Бог, успехов и дальше, и всем 937 выпускникам березниковских школ этого года, — подумал ОН и стал составлять отчет о выполненном редакционном задании.

Текст: Павел Атисков, березниковская газета “Неделя.RU”
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс