Втирание олимпийских очков

Трибуна для осмотра окрестных болот

В Сочи открыт туристический маршрут "Повтори путь оценочной комиссии МОК". "Теперь любой турист сможет почувствовать себя международным экспертом", - сообщали агентства год назад. Вот и я решила повторить путь комиссии, но на этот раз не оценочной, а координационной. На прошлой неделе она инспектировала подготовку города к Олимпиаде-2014. Радиоприемник в машине радостно заклинает: "Россия с честью выдержала первый экзамен!". Таксист, взявшийся провезти меня по олимпийским достопримечательностям, услышав такое, не просто смеется - хохочет. Повод для смеха у него есть.

Год назад СМИ рассказывали, как по недостроенному аэровокзалу Сочинского аэропорта дефилировали студенты с чемоданами: за скромное вознаграждение их наняли изображать пассажиров. Дело в том, что аэровокзальный комплекс еще не был сдан в эксплуатацию, открыли его тогда, в феврале 2007 года, на два дня: в день прилета оценочной комиссии МОК и в день отлета.

Так что первым делом мы поехали в аэропорт, куда, как сообщил журналистам президент оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко, координационная комиссия МОК прилетела "двумя регулярными прямыми рейсами из Европы - из Вены и из Женевы". Новый аэровокзальный комплекс и сегодня закрыт. Посадка на регулярный рейс в Ереван шла через допотопный павильон. Выходит, и спустя год хозяева будущей Олимпиады повторили шоу: к прилету МОК новый аэровокзал открыли, после отлета высоких гостей опять закрыли. Узнать, когда закончится строительство, я попыталась тут же, у руководства ОАО "Сочинский международный аэропорт". Но дальше проходной не пустили, посоветовав по всем вопросам обращаться в "Аэробазел", структурное подразделение "Базового элемента" – главного акционера ОАО "Сочинский международный аэропорт". В "Аэробазеле", в свою очередь, разглашать столь важные сведения по телефону не стали: "Сделайте письменный запрос и ждите ответа"! Ждем.

ИХ ВЫСЕЛЯЮТ, А ОНИ НЕДОВОЛЬНЫ!
На Нижнеимеретинскую бухту пришлось ехать дважды. С утра удалось попасть только в поселок, все дороги к "олимпийским объектам", которые должны были показывать комиссии МОК, оказались перекрыты усиленными нарядами милиции. В огородах на приусадебных участках копались старики и старушки.

- Только с огорода и живу, - сказала мне Нина Николаевна Смирнова. - Редиску уже сняли, надо другое что-то сажать под второй урожай. А как снесут нас, где-нибудь мне комнатку дадут, на что жить буду? Пенсии знаете какие... А ведь я в совхозе 30 лет проработала, мне и землю совхоз давал.

Огородик Нины Николаевны притулился между уже готовыми и еще недостроенными частными гостиницами. Это предприниматели выкупили соседние участки и решили заняться тут курортным бизнесом. Их отели теперь тоже попадают под снос. Правда, министр регионального развития Дмитрий Козак еще раз заявил на днях, что со всеми владельцами недвижимости в зоне отселения рассчитаются по-честному. Но если выкупить по рыночной стоимости все эти гостиничные дворцы (каждый тянет на миллионов долларов), на это уйдет половина олимпийского бюджета.

Правда, большинство населения поселка, коренные его жители-староверы живут в скромных домиках. Зато у них земельные участки под огородами по 20 соток, и, если считать по минимуму (100 тысяч долларов стоит самая дешевая земля в районе Большого Сочи), те же миллионы долларов на каждую семью и получатся. Многие сочинцы уверены, что для этого все и задумано - "отжать их от моря", освободить прибрежные участки от местных жителей и отдать столичным олигархам. И все - за счет бюджета. Впрочем, большинство народа просто не верит заявлениям властей о выделении здесь же, на побережье, земельных участков взамен изъятых под олимпийские нужды, о больших денежных компенсациях. Два года ожидания, слухов и невыполненных обещаний довели людей до ручки, и они решили сопротивляться выселению с дедовских подворий до последнего.

Ближе к вечеру, когда комиссия МОК уехала, осмотрев "олимпийские объекты" большую фиолетовую трибуну для лучшего обозрения окрестных болот и белый шатер, где были выставлены макеты Ледового дворца и прочих спортивных сооружений, стало известно о драматических событиях с участием жителей поселка Нижнеимеретинская бухта, в основном молодежи.

БИТВА ПРИ КЛАДБИЩЕ
По подсчетам милиции, жителей поселка, решивших встретиться с комиссией МОК, было около ста. Они понимали, что подъезды и подходы к представителям международного олимпийского движения будут перекрыты милицией, поэтому рано утром, еще до того, как было выставлено оцепление, пришли на местное кладбище. Сельский погост находится в нескольких сотнях метров от трибуны, и люди рассчитывали прорваться к делегации МОК. Но милиция предусмотрительно оцепила кладбище тройным кольцом. Дождавшись кортежа, нижнеимеретинцы достали плакаты "Нет резервации" на английском языке.

В это время подошел замруководителя администрации Сочи (я не знаю его фамилию) и начал мне угрожать, заявил, что будет отстреливать меня прицельно, описывает события глава старообрядческой общины поселка Дмитрий Дрофичев. Потом он набросился на беременную женщину, которая пришла с нами. Она снимала все происходящее на видеокамеру. Чиновник обхватил ее сзади за шею, стал душить и выбивать видеокамеру из рук. Женщина упала. Ей на помощь бросился муж, подоспели другие мужчины. Нападавшего несколько раз ударили. Милиционеры стали хватать ребят и заталкивать в милицейский автобус.

В общем, чиновника слегка поколотили, а доставленных в отделение мужчин через несколько часов отпустили. В тот же вечер они получили повестки от следователей Адлерского РОВД и Адлерской прокуратуры. Но власти решили не раздувать международного скандала, мировой суд оштрафовал мужиков на тысячу рублей каждого "за неподчинение законным требованиям представителей власти" и "проведение несанкционированного мероприятия". ГорУВД сделало заявление, что никакой драки вообще не было. Граждане, дескать, собрались на кладбище, а милиция пресекла их попытку прорваться к комиссии МОК, спецсредства при этом не применялись. Такова официальная версия правоохранительных органов.

На другой день, завершив экскурсию по следам пребывания в Сочи комиссии МОК, я отправилась в мэрию города за комментарием: что же все-таки случилось на кладбище? Начальник информационного управления администрации города Алексей Малков официально заявил, что все замы мэра (а их у него восемь) вышли на работу и следов побоев у них нет.

Но меня интересовали и последние новости о выселении людей: жителей Имеретинки собирали в мэрии накануне приезда комиссии МОК и показывали карту с подписями и печатями. На ней были обозначены границы изымаемой территории и место расположения нового участка, выделенного якобы под расселение поселка староверов. Это совершенно новый документ, которого никто до этого не видел. На просьбу показать мне карту или хотя бы рассказать, что на ней изображено, господин Малков ответил категорическим отказом.

...Трудно сказать, заметила ли комиссия МОК "несанкционированное мероприятие" на деревенском кладбище. Но как идет подготовка к Олимпиаде, она, конечно, видела и, если верить информационным агентствам, осталась довольна. Вопрос - чем? Макетами спортивных сооружений? Никаких олимпийских объектов в Сочи нет, все надо строить с нуля. Тогда непонятно, какой "экзамен сдала Россия" и что так восхитило координационную комиссию МОК?

Текст: Анна Лебедева, "Новая газета"
Фото автора

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс