О чём писать?

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Как часто редакторам приходится слышать этот вопрос! «А о чём писать?» - спрашивают молодые и не очень молодые, а просто ленивые, корреспонденты, получая задание. Впрочем, необязательно в этом случае. «А о чём писать?» - спрашивают журналисты сами себя, садясь за компьютер (пишушую машинку, беря в руки ручку или гусиное перо) в решимости закрыть зияющую дыру на первой-второй-двадцатой полосе. «А о чём писать?» - терзаются колумнисты, которым приходится хуже всего, потому что их специальность заключается именно в том, чтобы сотворить необходимое количество строк о чём угодно, лишь бы было интересно. Лишь бы было интересно читателю, а так – о чём угодно. Но о чём же писать?

Подсказки немногих профессионалов пера (мол, как это о чём? Вот об этом, об этом и об этом можно написать. А ещё можно об этом) помогают редко. Целеуказания недоумевающей или злобствующей публики (вот от об этом напишите! Вот такая проблема есть! И вот ещё вам тема, и вот, и вот, и вот…) пропадают втуне. Может быть, и не втуне, но пропадают – определённо. Любопытный может пролистать соответствующую тему на Березниковском Форуме, чтобы убедиться. Хотя бы по содержанию дискуссии. Но для пущего понимания любопытствующий читатель может и попытаться вспомнить, какие из примерно полусотни озвученных березниковским интернет-сообществом тем для журналистской разработки были использованы березниковским же медиа-сообществом. Практически никакие. И дело не только в лености журналистов или пресловутой «цензуре» (да простит мне Аллах некорректное употребление данного термина применительно к березниковской ситуации). Дело всё в том же – ну да, тема есть… А о чём писать-то?

И даже когда медиа-работники бьются за своё право писать так, как им хочется и что хочется, отстаивают своё право на газетное место, спорят до хрипоты, мол, мы должны иметь право освещать текущую действительность так, как нам хочется, даже тогда перед ними стоит вопрос: а о чём писать?

Можете поверить редакторскому опыту, этот вопрос погубил не одного подававшего надежды журналиста. Он умеет писать, у него неплохо получается складывать из слогов слова, из слов предложения, а из предложений даже абзацы, но… Но он, выговорив всё, о чём хотел написать в начале журналистской карьеры (кто-то быстро, за неделю-две, кто-то подольше – за пару месяцев, у некоторых длилось до года), натыкается на этот проклятый вопрос. И всё. Спёкся. Или, как говорят в нашем цехе, исписался. Написал всё, о чём хотел, а о чём дальше-то?

Кстати, неслучайно в оные годы в очной Школе Лучникова, существовавшей при при покойной ныне «Городской газете», и при приёме на работу новых журналистов (это сейчас калийный пул испытывает кадровый дефицит, а в те времена порой выстраивалась очередь желающих стать журналистами ) самым первым тестовым заданием было: пойди и напиши. Пойди и напиши, о чём угодно. Потому что, если уж совсем не о чём тебе писать, то никакого журналиста из тебя не получится. Стилистика, грамотность, профессиональные подходцы и навыки, всё – наживное. Главное – знаешь ли ты, о чём писать. Или за тебя придётся придумывать, и тебе разжёвывать, а ты уж потом просто придуманное и разжёванное на бумагу положить?

Впрочем, на самом деле этот, первичный тест был лукав. С двойным дном. Потому что на самом деле этот, проклятый вопрос – о чём же писать? – не стоит. То есть, стоит, конечно, но перед любителями. Бездарностями. Случайными людьми в журналистике. Словом, перед непрофессионалами. А перед профессионалами не стоит вовсе. И совсем не потому, что у профессионала в загашнике множество тем, и «о-чём-писать» у него много.

На самом деле количество этого «о чём» для всех одинаково. Перед всеми журналистами - и корреспондентами, и редакторами, и всеми, всеми, всеми, включая нештатников и авторов редких писем в редакции – лежит одна и та же жизнь, во всей своей красе. Она, эта жизнь одинакова хоть для Лучникова, хоть для Колпакова, хоть для Ксении Бессараб, Джульетты Одинцовой или Маркела Самопалова. Она не прячет ни мусорные свалки, ни Провалы, ни голосование на Городской Думе. Всё это существует одинаково для всех и это есть то, о чём можно писать. Это – сырьё, которое одинаково открыто для всех.

Главный вопрос не в этом. Главный вопрос не «о чём писать?», а: ЧТО ПИСАТЬ?. Ответ на этот вопрос предполагает у журналиста не наличие сырья, о котором он мог бы рассказать своим потребителям (этого сырья, повторю, навалом, а этого «навалом» одинаково для всех), а наличие у самого журналиста мыслей. Мыслей, порождённых по поводу этого самого сырья, в связи с этим сырьём, и вокруг этого сырья. Именно в этом заключался фокус д'Эрве в известном акунинском романе «Турецкий гамбит». Помните? Отличный журналист на спор написал статью о своих старых сапогах, и статья была опубликована, и получилась занимательной. Это было нетрудно, потому что «о чём» - неважно, важно – «что». Было бы что, а о чём – никаких проблем.

Это «что» может быть заготовлено и выстрадано давным-давно (если, например, есть у человека склонность к размышлению и созерцанию), а «о чём» становится лишь поводом для того, чтобы высказать «что». Это «что» может родиться в процессе работы над «о чём», стать новой, неожиданной для самого автора мыслью. Но это «что» должно быть обязательно и непременно.

И этот вопрос – тот вопрос, который профессональный журналист должен задавать себе всякий раз, когда садится за компьютер, пишущую машинку или берёт в руки авторучку или гусиное перо. Даже не так: «должен задавать», а так: именно так следует формулировать главный вопрос, приступая к работе.

Попробуйте сами. И сами почувствуете, как станет легко и просто, и быстро, и в любом объёме сделать любую статью на любую тему. Если, конечно, у вас есть это «что». Но вы ведь работаете журналистом или зачем-то собираетесь им стать? Значит, у вас должно быть, ЧТО сказать.

Данный текст подготовлен именно таким образом, за 36 минут чистого времени.

Текст: Александр Наковальня
Фото автора

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


концепция

Школа Лучникова