Грязь, нищета и очень здорово

Меня давно привлекала такая экзотическая и загадочная страна, как Индия. Все, что я о ней знал – а знания мои складывались в основном из советских мультиков про глупых раджей и рассказов Киплинга – рисовало в воображении какой-то совершенно особый и отдельный мир, со своими красками и людьми. Так оно и оказалось. Вообще-то в Индию я хотел съездить когда-нибудь в отдаленном будущем – все-таки далековато и не во всех странах, которые лежат поближе к России и которые меня привлекают, я уже побывал. Однако в середине сентября была очередная распродажа авиабилетов и я, увидев в списке предлагаемых пунктов назначения Дели, подумал: а почему бы и нет? Билет туда-обратно стоил 15 тысяч рублей.

Итак, я купил билет до Дели, а обратно купил из Бомбея – чтобы побольше увидеть, поездить по стране между этими двумя городами и просто чтобы не пришлось возвращаться в Дели после вояжей внутри страны. Как добираться из одного города до другого, толком не знал. Я вообще ничего не знал об этой стране, поэтому накупил кучу путеводителей и принялся советоваться со своими более опытными товарищами. Их советы и предупреждения сводились в основном к тому, что в Индии много нищих, которые атакуют туристов своими просьбами дать денег, и еще что в Индии весьма грязно, и поэтому надо постоянно для дезинфекции пить виски или джин. Я принял эти слова к сведению, но не близко к сердцу – ну грязно, ну и что.

Поэтому, когда я наконец увидел все своими глазами, был попросту шокирован – масштабов «бедствия» я себе, конечно, и представить не мог. Понравилось ли мне в Индии в целом или не понравилось? Пожалуй, в такой категории вообще трудно описать свои впечатления от этой страны. Я бы сказал, что мне было очень и очень интересно, и уже сейчас, всего через всего несколько дней после моего возвращения, я мечтаю вернуться туда вновь.

Но было и много того, что не понравилось.
Во-первых, тут действительно грязно. Грязно в том самом смысле, в каком вы только можете это себе представить. Нет, бывают, конечно, исключения. Например, Бомбей после северных городов выглядел довольно цивилизованным и вестернизированным. В самих городах-чемпионах по грязноте, вроде Дели или Джайпура, тоже есть уголки относительной чистоты – прежде всего парки и разные достопримечательности. Но все-таки очень много пространств, которые проще всего описать словом «помойка». Только в этой помойке еще кто-то живет, торгует и что-то ест.

Во-вторых, тут сильно много народу, тесно и шумно. В Индии – я говорю о популярных среди туристов городах – вы ни на минуту не будете предоставлены сами себе. Разве что только если вы заберетесь в недра дорогого ресторана или отеля. А уж что представляет из себя дорожный трафик… Московские пробки после индийских улиц – это просто цивилизованная выставка достижений автопрома с воспитанными интеллигентными водителями, которые пусть никуда не едут, зато с достоинством демонстрируют друг другу свои чистые современные машины.

Представьте себе поток машин, моторикш, велорикш, каких-то тележек и повозок, запряженных верблюдами, лошадьми и просто людьми, наконец, представьте просто животных, прежде всего, коров, бредущих куда-то без определенной цели и направления. Все это гудит, кричит, шумит, абсолютно не соблюдает никакие правила дорожного движения и не обращает внимания на светофоры, потому что их попросту нет, и на свистки полицейских, потому что их попросту не слышно – вот что такое трафик в Индии. При этом за все 9 дней в Индии я не видел ни одной аварии.

В-третьих, тут, конечно же, много туристов и, что самое неприятное, много желающих развести этих туристов на деньги.

Индия имеет довольно много раскрученных туристических брендов, и некоторые из них я как раз и посетил. Одновременно со мной это делали несколько десятков иностранных туристов – прежде всего, из Европы, Японии и Австралии. Русских практически нет. Они, как известно, предпочитают пляжи, ближайшие из которых находятся в Гоа и Керале. Но еще больше я видел туристов-индусов – индусы очень любят путешествовать по своей стране (кстати, неплохо было бы нам, русским, у них в этом поучиться), делают это целыми семьями и компаниями. Плюс огромное количество паломников – ведь многие достопримечательности одновременно являются религиозными объектами, причем действующими. Больше всего туристов я увидел в Агре, а больше всего паломников – в мусульманской святыне Аджмера. Вот это действительно было столпотворение, настоящая Мекка и Медина в период хаджа.

Но если присутствие туристов – необходимое зло, вернее, и не зло вовсе, а возможность познакомиться с интересными людьми, то вот обилие вокруг попрошаек, лжегидов, таксистов, продавцов всякой требухи и, наконец, официальных смотрителей достопримечательностей, которые тоже хотят «tips» по-настоящему напрягает. Дело в том, что Индия довольно бедная страна. По официальной статистике, четверть ее населения живет за чертой бедности – и вы увидите эту четверть, живущую буквально на свалках, рынках, тротуарах и под мостами, что-то жующую, что-то выпрашивающую и тут же нянчащую своих детей.

И вы для этих людей – прежде всего источник денег, лох-турист, который, бесясь с жиру, зачем-то приехал в их страну и будто бы сам нарывается на то, чтобы взять у него немного денег. Эти люди, в зависимости от своей специализации, будут предлагать вам посмотреть достопримечательности, которые вы вовсе не хотели смотреть, купить то, что вы не хотели покупать, поселиться в гостиницу, в которой вы не хотели жить, но которая зато платит этим вымогателям комиссионные, или сфотографировать их за деньги, или, если уж им совсем нечего предложить, просто дать им денег.

И вот, несмотря на все вышесказанное, в Индии очень классно, и, если вас не пугает все вышеописанное, то сюда стоит поехать. Ибо все ее плюсы с лихвой перекрывают минусы.

А какие плюсы? Потрясающая многовековая бурная история, которой пропитан каждый булыжник и каждый индус, который будет попадаться вам на пути. Обилие религий, которые мирно уживаются друг с другом (этому тоже можно поучиться). Потрясающая архитектура. Да и просто обилие ярких, нероссийских, восточных красок, обилие настоящей, невыдуманной, повседневной экзотики. Наконец – да простят меня поклонники Индии, тем более что теперь я тоже поклонник Индии – сюда стоит поехать хотя бы для того, чтобы понять, что мы-то у себя в России живем в цивилизации, и научиться эту «цивилизацию» ценить.

Правда, обилие туристов ведет к тому, что туристическая отрасль, транспорт и отели довольно бурно развиваются и потеряться в Индии или помереть с голоду – по крайней мере, в популярных у туристов городах – сложно.

Индия обладает разветвленной и дешевой внутренней транспортной сетью. На короткие расстояние проще всего ездить на автобусах – они отходят с автовокзалов, на которых довольно просто во всем разобраться (и пусть автовокзалы вас не пугают, ибо на каждом из них вы найдете немалую часть от индийского миллиардного населения, которое прямо на автовокзалах и живет). Зато автобусы ходят часто – народу в Индии, как известно, много, и власти пытаются обеспечивать их транспортные нужды. Автобусы стоят дешево, правда, и сами эти агрегаты нельзя назвать сильно комфортными - это такие старенькие потертые жизнью динозавры, которые, тем не менее, едут и вполне могут вас доставить из точки А в точку Б.

Примерно то же касается и поездов, которыми лучше пользоваться на средние расстояния – например, из столицы одного штата в другой. Мой поезд из Агры до Джодхпура опоздал на шесть часов – за это время я успел съездить посмотреть очень красивый Красный Форт, купить билет на самолет из Джойпура в Бомбей и познакомиться с парочкой из Лондона – они сдали свою квартиру в пригороде столицы Великобритании и теперь путешествуют по всему белу свету.

Индийские поезда имеют вагоны...

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс