Главное - не допустить паники

Главное - не допустить паникиИ был сегодня, 25 октября день седьмой после начала ликвидации аварии на Первом калийном. И созвали всех возможных и невозможных представителей прессы в Первый дом на Советской площади. И в 16-56 к представителям прессы, а также пожелавшим присутствовать депутатам, и интересующимся лицам, вышел Глава города Андрей Мотовилов. И сказал Глава:

Добрый день. Прежде чем начать брифинг наш, я бы хотел временные параметры задать нашей сегодняшней встречи. К сожалению, только 20 минут я могу позволить себе в нынешней ситуации на общение с вами. О дальнейшей нашей совместной работе, я думаю, мы договоримся в ходе нашей беседы.

Итак. Начнём с того, что решением краевой Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности под руководством министра общественной безопасности края Игоря Николаевича Орлова в Городе создан оперативный штаб, который наделён полномочиями краевой Комиссии. Руководить данным штабом губернатор поручил мне. Заместителям штаба назначены Тимохин Андрей Борисович, это – заместитель Главы, и Треногин Владимир Иванович, начальник ОГПС-1. В состав штаба вошли представители компании «Уралкалий», директор Горного института Уральского отделения Академии наук Аркадий Красноштейн, генеральный директор Института галургии Аркадий Гринберг, представители Управления гражданской защиты, Управления здравоохранения и структур, обеспечивающих жизнедеятельность нашего города. Пресс-секретарь оперативного штаба – Сидорова Елена Абдурахмановна, её вы все знаете, её телефон для связи – 6-24-43.

Режим работы оперативного штаба по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Ежедневные двухраовые совещания, в 10 и в 17 часов. По итогам работы ежедневно будут готовиться официальные сообщения для средств массовой информации и, при необходимости, будем проводить вот такие большие, расширенные брифинги со всеми средствами массовой информации пока – нашего Города, дальше посмотрим.

Основными задачами созданного штаба являются организация взаимодействия между службами, ведомствами и предприятиями нашего Города, сохранение общественного порядка и нормального режима работы всех предприятий и служб, обеспечение стабильного режима работы промышленных предприятий. Здесь могу чуть более подробно остановиться по режиму работы промышленных предприятий. Как результат деятельности штаба за те неполные двое суток, которые мы работаем, - сегодня достигнута договорённость о стабильном режиме работы предприятия «Ависма» по обеспечению предприятия сырьём для производства магния – обогащённым карналлитом.

В совещании принимали участие: генеральный директор Сильвинита Кондрашёв Пётр Иванович, генеральный директор Уралкалия Баумгертнер Владислав Артурович, генеральный директор филиала корпорации «ВСМПО-Ависма» Танкеев Владимир Петрович, заместитель председателя Правительства Пермского края Антонов Михаил Вячеславович и я.

Принято следующее решение. Для стабильной работы Ависмы Сильвинит увеличивает производительность обогатительной фабрики своей, на которой нарабатывается не менее 150 тонн в сутки для Ависмы непосредственно. Следующее решение – для увеличения добычи руды карналлитовой на Сильвините Уралкалием командируется туда группа специалистов для работы в шахте, для обеспечения этой деятельности, которые начнут трудовую деятельность уже с завтрашнего дня. Сильвинит принимает их на работу и люди работают в шахте. Руда карналлитовая перевозится на промплощадку Первого калийного, на обогатительную карналлитовую фабрику, которая запускается в работу и вырабатывает уже обогащённый карналлит, который поставляется на Ависму. Вот такая схема.

Хочу сказать, что на сегодняшний день прошло всего лишь два совещания оперативного штаба. На штабе заслушиваются в первую очередь представителей Уралкалия и науки о ситуации на Первом рудоуправлении, дальше идёт работа с представителями промпредприятий, коммунальных служб и других обеспечивающих жизнь Города предприятий. Т.е. люди докладывают о ситуации, которая на сегодняшний день происходит в каждом из этих предприятий, принимаются различные варианты работы в перспективе развития ситуации на руднике Первого калийного, принимаются решения и дальше обеспечиваются действиями – расписываются сроки, ответственные и так далее.

О ситуации в Городе. На сегодняшнем, утреннем заседании штаба были заслушаны доклады заместителя генерального директора Дьякова Сергея Петровича и директора Горного института Красноштейна Аркадия Евгеньевича. Также доложили о ситуации на своих промпредприятиях представители Новогора-Прикамье и Березниковского эксплуатационного участка связи. Данные предприятия работают в штатном режиме.

По ситуации. Ситуация на руднике остаётся сложной. В том плане, что пока доступ людей в шазту не разрешён. Что хочется сказать и ещё раз подчеркнуть, поскольку об этом уже говорилось и не только мной, но и губернатором края, что на сегодняшний день непосредственной угрозы жизнедеятельности Города и людям нет. Зона, в которой возможно проседание грунта из-за возможного затопления рудника, находится между зоной промплощадки Первого калийного и в сторону солеотвала. То есть, вне зоны жилой застройки, ещё раз подчёркиваю.

За предыдущую ночь и сегодняшний день ситуация на рудоуправлении следующая. Параметры по концентрации рассола те же самые, которые были сутки назад. То есть ухудшения не произошло, это уже хорошо. В шахту поступает порядка 280 кубометров рассола и на сегодняшний день темпы откачки рассола выше, чем его поступления туда. Я только что приехал с заседания штаба на Первом рудоуправлении и могу сказать, что за время, прошедшее с 9 утра и до 3 часов дня насосные станции продвинулись вперёд на 20 метров.

По сероводороду. Ситуация по параметрам сероводорода – в пределах ПДК. Есть отдельные участки, где сероводород остаётся превышающим ПДК и исходя из этого, в шахте работают только те люди, которые допущены к обслуживанию насосных станций, которые работают на Город, люди, которые закладывают специальные датчики (сейсмические и другие), которые будут нам говорить о том, как идут процессы собственно в самом руднике, которые могут повлиять на ситуацию в Городе.

Если говорить про Город в целом, то хочу сказать, что вся территория городской жилой застройки в своё время была компанией «Уралкалий», так сказать, опоясана реперными точками, через которые велось наблюдение проседания земной поверхности. То есть мониторинг ведётся, мониторинг ситуации постоянный. Более того – участок возможного оседания грунта попадает участок железной дороге, по железной дороге разрешения выдаются в ежедневном порядке на перемещение, работа там стабильная, на сегодняшний день ничего, никаких фактов, свидетельствующих о том, что нужно закрывать движение по железной дороге, нет. Жележнодорожниками совместно с МЧС края разработаны мероприятия, которые являются профилактическими на сегодняшний день; которые мониторят ситуацию по этому участку дороги в ежечасном режиме, т.е. за полчаса до прохождения любых транспортных средств проходит проверка. Поэтому здесь опасности тоже нет.

Более того, хочу сказать, что нами принято решение о том, что со станции Соликамск и со станции Березники, видимо, уже с сегодняшнего вечера начнут ходить пассажирские автобусы в момент отправления пассажирских поездов и электричек, привязанные к расписанию железнодорожного транспорта, и будут доставлять не ехать железнодрожным транспортом на станцию Калийная. Чтобы там люди садились и чувствовали себя более уверенно.

Все параметры, которые получаем от всех служб, которые работают на Первом рудоуправлении, передаются оперативным порядком в штаб, в Главное управление МЧС России по Пермскому краю. Учёными проводится постоянный мониторинг по развитию ситуации. Про датчики и различные виды разведки, ну, наверное, я сам для себя открыл гораздо широкие варианты разведки земных поверхностей, там методов восемь или девять, на сегдоняшний день все они представлены здесь.

Сегодня в Город прибывают учёные из научно-исследовательских институтов Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, приехали представители Республики Беларусь, которые займутся более детальным, более серьёзным, более глубоким изучением ситуации. Прибывают сейчас представители федеральных министерств – в первую очередь, Министерства природных ресурсов и Росгостехнадзор. Это федеральные службы.

Что ещё сказать? Есть некоторые горячие головы, которые считают, что, если произойдёт затопление рудника Первого калийного, зальётся, всё дальше пойдёт в Соликамск, в рудники, которые прнадлежат Сильвиниту и так далее. То есть люди – может быть, и правильно – о том, что все эти шахтные выработки соединены между собой. Я должен со всей ответственностью заявить, что никаких соединений между шахтными полями даже различных рудоуправлений нет. Между шахтными полями разных рудоуправлений существуют огромные охранные целики. Более подробную информацию, техническую, я думаю, мы получим по размерам целиков и вам представим. Это не метры даже, даже не сотни метров. Поэтому опасности в случае, даже если будет затопление, возможно затопление Первого калийного, ни для Сильвинита, ни для Второго и Четвёртого рудоуправлений нет.

Дальше. Разные слухи и домыслы... То есть на сегодняшний день ситуация такова, что любой звук в городе чуть громче обычного люди воспринимают как то, что всё связано с ситуацией на Первом калийном. Два примера. Начну с сегодняшней ситуации на Березниковском механическом заводе. Буквально два или три часа тому назад произошло возгорание ёмкости хранения мазута, был достаточно большой столб огня. В течение полутора часов туда выехали все пожарные расчёты нашего Города, была присвоена третья степень опасности, но оказалось, что пожар локализовали и потушили очень быстро, как показатель этого – мазутдаже не сгорел, то есть даже не выгорел весь. Причины устанавливаются, одной из вероятных причин называется подогрев мазутных емкостей. Ну, бред – в 11 градусов тепла греются мазутные ёмкости.

Второй случай, в котором я лично принимал участие, вчера позвонили с Новой Зырянки, сказали, что люди кашляют, отравились газом и так далее, сказали, что это сероводород. Сейчас любой газ будет сероводородом, опять же исходя из той ситуции, которая происходит на Первом калийном. Приехали туда я, замначальника УВД города, Сергей Петрович Дьяков и представители горноспасательной службы со специальными приборами для замерения уровня газа. Замеряли: сероводорода нет. Ситуация происходила в магазине «Верхняя Зырянка». Замеряли: газа нет. А чувствуется: першит. Зашли в магазин; люди, которые работают в магазине рассказали, что да, и кашляли, и неудобства при дыхании, слёзы и так далее. Причём произошло тогда, когда они выгружали машину, которая привезла им продукты. Вышли на другую сторону здания, померяли: сероводорода нет. У сероводорда есть одна особенность - сероводород не собирается высоко, он возле земли всегда. Померяли: сероводорода нет, дальше стали смотреть, разбираться. Оказалось всё банально просто: кто-то жёг мусор – раз, и плюс топили баню – два. Но тем не менее.

Значит, что я хочу сказать. Самое главное нам на сегодняшний день всем вместе не допустить паники в Городе. Поэтому (ну, не только поэтому) и принято решение быть абсолютно информационно открытыми. Я уже сказал, что ежесуточно мы будем представлять информационные сообщения о деятельности штаба. Будут копиться вопросы – через Елену Александровну будем организовывать такие же мероприятия, без вопросов. Поверьте, работы очень много, поэтому на каждый отдельный вопрос каждого из вас я ответить не смогу. Через пресс-службу – может быть, и получится, но поймите сами, достаточно сложное это дело. Пожтому – информационные сообщения, брифинг. Будем выделять время.

Пожалуйста, я готов услышать ваши вопросы и ответить на них.

«Березники Вечерние»: Какова ситуация с Азотом? Есть слухи, что стоял вопрос о возможном закрытии Азота.
- На сегодняшний день ситуация по закрытию какого-либо из промышленных предприятий города не стоит. Вы видите по примеру Ависмы, как мы действуем. Соответственно, те же самые решения будут приниматься в отношении каждого из промышленных предприятий нашего Города. Сегодня вечером на штабе мы заслушиваем Бератон. По Азоту ситуация, в принципе, понятна, остановки мы не должны допустить. Вот и всё. За каждым из предприятий стоят люди, мы это прекрасно понимаем и отдаём себе отчёт в наших действиях.

««Иная газета»: На сегодняшний день угрозы Городу нет. А на случай крайний - не дай Бог, какая система оповещения горожан предусмотрена?
- Какой случай? Что значит «крайний случай»?

««Иная газета»: Когда возникнет угроза Городу. Если не дай Бог.
- Я уже говорил и учёные, которые занимаются этим процессом подтверждают те слова, которые я сказал. К концу следующей недели, мне сложно сказать, но срок примерно такой, будет учёными разработан макет возможных событий в Городе. На основании этого макета мы, в принципе, будем готовы сказать всем, как будут происходить события. Если говорить о возможном затоплении рудника, то то, что происходит сейчас, то, что может произойти при затоплении, многие компании калийные, соляные используют этот метод как способ закрытия рудничных производств.
Значит, что произойдёт. Своего рода вода, рассолы, которые заполнят пространство выработанное под Городом, станут естественным гидравлическим препятствием. Мы и сейчас на воде стоим, под нами водоносные слои и так далее. Будет ещё один – ничего не изменится. Те процессы, которые будут происходить в результате вымывания закладочных вещей, других пород, те процссы прогнозируются и на сегоднящний день прогноз такой: 10-50 миллиметров в год в течение нескольких десятков лет.
А я уже сказал, что на сегодняшний день учёные мониторят каждое здание в нашем Городе. На сегодняшний день заключение по более чем тысяче зданий будет чуть позже. Мы поймём. И каждое здание, каждый дом будут нами рассматриваться отдельно.

« Новая газета-1»: Есть ли в Городе участки, под которыми не закончена закладка и каким образом может на них отразиться, если произойдёт провал?
- Закладка под Городом практически полностью завершена, мы чуть позже покажем макет, который учёные дадут. Сейчас прогнозировать ситуацию... Ну что мы сейчас делаем? Мы сейчас – пальцем в небо. Мне бы не хотелось быть голословным, что будет или там, или там по отдельным участкам. На самом деле ситуация в «заложенных» и «незаложенных» пространствах не будет очень сильно отличаться. То есть, если вы закладываете смысл, что там просто всё рухнет - нет, так не произойдёт в любом случае. Возможное место сильного оседания грунтов – это тот участок за территорией промплощадки Первого калийного, про который я уже говорил. Собственно тот участок, через который идёт вода, сама по себе. Вот и всё. Но сейчас говорить о том, что рудник будет затоплен, никакого решения нет. Ситуация тяжёлая, но вы видите, привлекаются все возможные силы и средства для того, чтобы выйти из этой ситуации с минимальными потерями и для рудника Первого калийного, и для остальных участников процесса в целом.

«Новая газета-1»: Там неподалёку, ведь, улица Калийная, начало проспекта Ленина, этим участкам ничего не грозит?
- Я уже четвёртый или пятый раз повторяю: этот участок ограничен, периметр его сейчас оцеплен. Поэтому участку идут сейчас максимальные работы, связанные с мониторингом ситуации. Все возможные методы, которые используются в науке, там работают.

«Иная газета»: Подсчитано ли, насколько уменьшатся налоговые поступления от Уралкалия в местный бюджет или от этого пострадают только федеральный и региональный бюджеты?
- Пока у нас нет времени считать убытки, мы занимаемся работой, которая в первую очередь связана с людьми. Пока мы не решим задачи, которые в первую очередь на обеспечение безопасности жителей, работников Уралкалия, работников других предприятий, не время считать убытки.

ИА «Верхнекамье»: Какова будет судьба работников Уралкалия, которые работают на БРУ-1, если рудник будет затоплен?
- Это вопрос гипотетический. Ситуация будет развиваться так, как она развивается. Соответственно, и компания, и мы заинтересованы, чтобы люди работали. У компании большие инвестиционные планы и... По большому счёту это вопрос, в первую очередь, к компании. Безусловно мы будем ответственны за то, как люди, которые, не дай Бог, высвободятся из Первого рудника, мы будем прилагать все усилия для того, чтобы люди не остались выброшенными просто на улицу.

Ещё один вопрос, пожалуйста, и давайте закончим.

«Неделя.ru»: Скажите, протечка рассола действительно была 19-го или 17-го? И второй: что будет через пятьдесят лет с Городом.
- Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, что будет через пятьдесят лет с Городом, я вам порекомендую съездить в командировку служебную в город Мюлус (Франция, Эльзас). Там посмотрите, как город стоит на тех местах, где шахты затоплены. Вот и всё. На этот вопрос. И второй, действительно ли протечка была 17-го или 19-го. Вы знаете, работа калийных шахт связана с постоянными протечками. То есть, сейчас сказать, что именно в этом месте протекло 17-го октября или 15-го апреля этого года, невозможно. Потому что такие вещи случаются достаточно часто в калийных рудниках. Тем более в тех рудниках, где идёт закладка гидравлическим способом. Закладочные рассолы так или иначе периодически находят выход. Поэтому... Так я могу прокомментировать этот вопрос. То, что ситуация начала изменяться, это зафиксировано действительно 18-го октября.

Я хочу обратиться к вам ещё раз. И прошу вас, в средствах массовой информации, в ваших газетах, информационных лентах, на телевидении, будьте, пожалуйста, аккуратны с подачей информации. Не позволяйте себе её интерпретировать так, как вам это видится. Если у вас есть вопросы, есть недопонимание в каких-то ответах или в ситуации, я прошу: обращайтесь к нам. Никакой тайны из ситуации мы не делаем.

Вот, наверное, всё. Спасибо всем.

И закончился брифинг в 17-22. И разошлись представители возможной и невозможной прессы разносить благую весть встревоженным березниковцам.

Текст: Андрей Шельга

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии