Корсары потребительских морей

Автор: Ирина Каримова
Закон о защите прав потребителей вынуждает
предпринимателей искать окольные пути.

По оценке юристов, специализирующихся на защите потребительских прав, российский покупатель обладает всеми возможными гарантиями и при этом ничем не обязан. Предприниматели ищут выходы. И находят.

Двойная продажа
Закон даёт полное право покупателю быть идиотом. Стандартная ситуация: человек купил компьютер, попользовался и к концу гарантийного срока просит забрать компьютер и вернуть деньги. Основание: пользователь якобы не знал, что всё это время работал на «Пентиуме 3», а не на «Пентиуме 4». А раз он хуже – меняйте его. Аргументы покупателя: «Вы мне ничего не говорили».
По словам одного из березниковских предпринимателей, возвращать купленную технику к концу гарантийного срока клиенту невыгодно. Любая спустя год она обесценивается на четверть. А при замене товара на другой, покупатель ещё и доплатит.

Частный предприниматель: «По истечении гарантийного срока покупатели надеются «развести» продавца на что-нибудь новенькое. Обе стороны этого обмена вкручивают друг другу всё, что можно и не можно. Мы в первую очередь даём на руки прайс-лист».
Если же настырный покупатель настаивает на возврате денег, вернут. Только с учётом инфляции, потери товарного вида и прочее.

Срочная претензия
В течение трёх дней покупатель может вернуть приобретённый товар. Если тот некачественный.
Частный предприниматель: «Такое встречается сплошь и рядом. Если товар бракованный, наши оценщики выясняют причину. После чего мы либо меняем товар, либо забираем в ремонт. Никаких претензий ни у нас, ни у покупателя не должно быть».
Другое дело продукты питания. Продавцу выгоднее менять брак сразу, не отходя от кассы. В прямом смысле слова.

Владелец сети продовольственных магазинов: «Поменяем обязательно. Нам проще потерять эти пятнадцать рублей, нежели разбираться с экспертизой городской санитарно-эпидемиологической службы. Могут обнаружиться некоторые нюансы, магазин понесёт одни убытки... Во многих магазинах чеки не выдают на руки, просто складывают рядом? Это намеренные действия. В принципе, покупатель может взять чек с собой, но зачастую оставляет в магазине. Доказать, что тот же кетчуп он брал у нас – невозможно».

Директор Агентства по защите прав потребителей Алексей Корягин: «Многие потребители стесняются брать документы об оплате... Не будет факта оплаты покупки, человек не будет являться потребителем, соответственно закон о защите прав потребителей на него распространяться тоже не будет».

После бала
Один из примеров потребительского экстремизма: выпускники приобрели в магазине костюмы для выпускного бала. А после бала костюмы приносят обратно с требованием вернуть деньги. Основание – костюмы не подошли по цвету.

Законодательство это допускает. Если экспертиза не докажет, что одежда была использована.
Продавец верхней одежды Ольга Ворошилова: «Обычно мы сразу оговариваем случаи возврата товара. Если человек покупает одежду не для себя, то мы можем в течение двух дней принять её обратно. Бывают случаи, когда через определённое время человек приходит с претензиями на качество. Последующий разговор происходит только при наличии чека на приобретённый товар. Чаще всего чеки отсутствуют».

Права по понятиям
Несмотря на, казалось бы, жёсткие требования закона о защите прав потребителей, при «правильном подходе» продавцам удаётся заработать дополнительные деньги. Как сказал один из местных предпринимателей, такая ситуация будет длиться ещё лет тридцать: «Есть три варианта создания закона. Есть законы, которые придумывают предприниматели, через свои группы лоббируют. Есть законы, которые придумывают теоретики права. Дочитав такой до пятого пункта, понимаешь, что ты дурак полный. А есть популистские законы. Закон о правах потребителя делали не юристы, популисты. Идея этого закона была интересна тем, что поначалу его авторы полагали, что покупателей будут учить их правам. Но сейчас всем глубоко по барабану, знает народ о своих правах или нет. Мы этим пользуемся».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс