Рабочих меньше, да лучше?

Местным властям теперь придётся считать, сколько и какие профтехучилища они смогут содержать. А без каких можно обойтись.

С нового года средние профессиональные учебные заведения переданы с федерального уровня власти на региональный (если проще – от правительства к губернаторам и мэрам). Это одна из идей по реформе образования, которая из головы министра образования Андрея Фурсенко перекочевала в правительственный документ.

Подразумевается, что местные власти сами и гораздо быстрее разберутся, каким специальностям надо обучать выпускников школ. В соответствии с ситуацией на рынке труда в каждой конкретной области или крае. Действительно, нельзя же, в самом деле, на уровне федерального министерства решать, сколько региону требуется каменщиков, а сколько штукатуров.

Однако, по совершенно непонятной причине, при подготовке документа его создатели «забыли», что в России есть регионы богатые («доноры») и бедные («дотационные»). Примечательно что ещё в 2002 году тогдашний министр образования Владимир Филиппов обещал, что ПТУ не будут переданы на баланс регионов, пока не будет проведен эксперимент в дотационных субъектах. Никто никаких экспериментов не проводил. Просто передали, и все.

На вопрос, просчитывались ли последствия такой передачи, Анатолий Елистратов, начальник отдела учреждений начального профессионального образования Федерального агентства по образованию ответил отрицательно. По словам чиновника, переданные в регионы ПТУ могут рассчитывать на любую поддержку центра, кроме финансовой. А за то, что с ними будет, полностью отвечают теперь региональные власти, которые вольны их реорганизовывать, закрывать и продавать.
После нового года училища и техникумы в дотационных регионах оказались под угрозой закрытия. Местным властям не хватает средств дотянуть хотя бы до конца учебного года. Это не значит, что в таких регионах не нужны рабочие руки. Просто их не на что учить.

В училище – за формой и обедом
По данным исследования Академии профессионального образования, 52 процента учащихся пошли в ПТУ, потому что «у них не было другой возможности получить профессию». 79 процентов из них воспитывались в семьях, где доход на одного человека ниже прожиточного минимума, у половины нет отца или матери. 14т процентов пришли в ПТУ, потому что там бесплатно дают форменную одежду. 5 процентов – потому что там бесплатно кормят.

Получается, что учреждения начального профессионального образования (НПО) выполняют помимо основной, обучающей, функции ещё и социальную – дают поддержку детям из малообеспеченных семей, сокращают число бесцельно шатающейся по улицам молодёжи. Столичные чиновники считают, что это наносит ущерб подготовке квалифицированных кадров.

В 1997 году четыре субъекта РФ – Санкт-Петербург, Нижегородская, Новгородская, Самарская области – по своей инициативе взяли ПТУ на региональный баланс. За прошедшие шесть лет в этих регионах на треть обновили перечень специальностей, создали советы по кадровой политике, директоры ПТУ получили второе высшее образование в области социального менеджмента. Значительно снизился процент безработных с начальным профессиональным образованием.

Но эти четыре субъекта РФ – признанные лидеры в области образования, к тому же далеко не бедствующие. И то им пришлось сокращать сеть ПТУ почти вдвое, «укрупнять» учебные заведения – иначе счета за коммуналку становятся разорительными.

Ответы – в городе
Пермская область – регион-донор. Березники тоже вроде не бедствуют.

Однако в среде городских ПТУ и техникумов циркулируют слухи. Якобы в связи с недостатком средств у области березниковские училища будут частично закрываться, частично укрупнять. Называют даже конкретные «жертвы». Говорят, что в живых останутся училища, где учителя и ученики побеждают в различных конкурсах и олимпиадах; это, якобы – критерий качественного образования.

Борис Ваганов, заместитель председателя Департамента образования Пермской области: «Да не в деньгах всё дело, не в недостатке финансирования! Если вам интересно, в чём дело, то посмотрите, как изменилась численность населения в Березниках и количество учебных мест. Посмотрите, сколько выпускников училищ стоит на учёте в центре занятости – вот это и будет критерием качества образования.
Но даже эти критерии определяем не мы – областные чиновники. Нам «сверху» не заметны все нюансы, видимые на местном уровне. Это определяет ваша местная власть. Начальник Комитета образования, мэр, городская администрация и Дума. Это они могут подготовить предложения, на основании которых Департамент будет принимать конкретное решение. И то только по образовательным учреждениям, где областная администрация является учредителем. У вас ведь есть ещё и муниципальные училища. А политехнический техникум до сих пор относится к министерскому ведению. Так что ответы на все вопросы ищите не дальше собственного города».

До начала работы приёмных комиссий осталось два месяца. То есть не позже, чем через шестьдесят дней, должно стать ясным, какие березниковские училища продолжат работу.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


зарплаты