Березники демократические. Год 1997: год кометы

Автор: Андрей Лучников

В моде – гербалайф. Во главе российского правительства – Виктор Черномырдин, который кажется непотопляемым. Тотальные задержки пенсий. Умирает Булат Окуджава. Начинает передачи телеканал «Культура», его директор – будущий (ныне – бывший) министр культуры Михаил Швыдкой. Денежная единица – тысяча рублей В небе над Россией висит комета.

Первого апреля в налоговой инспекции очереди – последний срок сдачи деклараций о доходах за год (березниковцы узнают, что дивиденды по акциям тоже надо декларировать). Резкое повышение зарплаты работникам городской администрации – чтобы, мол, коррупции не было, чиновникам надо платить больше. Разрыв между зарплатой простого бюджетника и средней руки бюрократа возрастает в десятки раз. Пикеты и митинги протеста у «белого дома» (как в рамках Всероссийских акций, так и по местным поводам). Всякий раз говорят о том, как много получают в «белом доме» и как плохо живут все остальные. 60-летие Алексея Решетова. Закрывается самодеятельный театр Андрея Кравченко– и финансирования нет, да и устал. У «Авангарда» появляется первый остановочный комплекс.

Собачий вопрос

Он производит впечатление самого важного вопроса березниковской жизни. Город всерьёз раскалывается на тех, кто содержит собак, и тех, кто недоволен тем, что собаки гадят где попало и кусают кого ни попадя. Дискуссия происходит бурная со взаимными обвинениями, оскорблениями, и даже угрозами. Под давлением общественности Городская Дума разрабатывает и в бурных спорах принимает Положение о содержании собак и кошек, а также Положение об отлове безнадзорных животных.

Предполагается строительство десятка площадок для выгула собак (впрочем, денег на это не выделяется), все собаки отныне должны гулять на поводках и в намордниках. Надзор за соблюдением правил возлагается на милицию. И... Впрочем, уважаемый читатель сам знает. Правда, законопослушные старушки своих дворняжек действительно начинают водить на верёвочках.

Титановый гамбит

Начинаются перемены на «Ависме» - Сергей Кушнин уходит в отставку, затем меняются несколько «генералов». В конце года катаклизм: контрольный пакет титано-магниевого предприятия переходит в руки компании «КредитАнштальт-Грант» - московского филиала австрийского государственного банка «КредитАнштальт». Пресса недоумевает: как можно стратегическое предприятие отдавать в руки иностранцев? Активно, но безуспешно выступает ависмовский профсоюз. Только в 2002 году Вячеслав Брешт в интервью газете «Металлург» раскроет тайну, признав, что гамбит с перекупкой акций был разыгран по заказу Верхне-Салдинского металлургического объединения (потребителя ависмовской продукции).

В то же время происходит любопытная история. На Мёртвом море (Израиль) строится магниевый завод – будущий конкурент и «Ависмы», и Соликамского магниевого завода. Причём строится при помощи березниковских и соликамских специалистов. В березниковской прессе публикуется статья о знаменитой «Косметике «Мёртвого моря», которая может перестать быть экологически чистой из-за промышленных отходов. Израильские поставщики косметики выражают недовольство. Однако в результате, Израиль увеличивает расходы на очистные сооружения и себестоимость тамошнего магния сравнивается с себестоимостью нашего.

Кома

Отрасли, ещё пару лет назад считавшиеся наиболее доходными, впадают в кому. Швейная фабрика, мясокомбинат, хладокомбинат, молокозавод... Высокие цены на продукцию, неуспешное руководство без учёта рыночных реалий, отсутствие инвестиций и (или) неумение их искать, всё это ведёт к катастрофическому ухудшению положения предприятий. Попытки выхода из кризиса (например, хладокомбинат начинает выпускать березниковское мороженое) успеха не имеют.

Происходят задержки выплаты зарплаты, одновременно различные группы коммерсантов приступают к скупке акций у работников. В будущем году это приведёт к бурным скандалам со сменой собственников и руководителей.

Из всех предприятий переработки на плаву остаётся только хлебозавод – его директор Николай Зеленин принимает стратегическое решение о закупке муки не в Березниках, а в других регионах, где она (мука) дешевле. В результате к банкротству приходит ещё одно местное предприятие – «Березникихлебопродукт», для которого хлебозавод был основным потребителем. Зато цены на хлеб не растут.

По-крупному

На акционерные собрания предприятий журналисты не допускаются – «киты» блюдут коммерческие тайны.

«Бератон» и «Сода» широко рекламируют перспективные планы своего развития и устойчивость своего положения. Первые руководители химзавода, например, даже получают правительственные премии за новые технологии. Между тем, оба предприятия также двигаются к пропасти. «Азот» держится, хотя уже возникают проблемы с поставками главного сырья – природного газа и впервые не выплачиваются дивиденды за прошлый год.

«Уралкалий» втягивается в первую серию «калийных войн»: международный финансист Гарри Лучанский пытается отбить «Уралкалий» у Дмитрия Рыболовлева. Рыболовлев первые месяцы года ещё находится под стражей по сфабрикованному обвинению в организации убийства, и в тюрьме ему предлагают свободу в обмен на «Уралкалий». Рыболовлев отказывается. Адвокатом у Рыболовлева Андрей Похмелкин – родной брат политика Виктора Похмелкина. Сначала Рыболовлева освобождают из-под стражи, а потом – после серии судов (вплоть до Верховного) оправдывают вчистую за отсутствием состава преступления.

PRремьера
В конце года – выборы в Законодательное Собрание области. Березники впервые знакомятся к термином «пи-ар» и его практикой. Один из самых увлекательных сюжетов – в Березниковско-Усольском округе № 19.

Здесь безусловный фаворитом считается Александр Предеин (березниковец и директор березниковского филиала «Лукойл-Бурение-Пермь»). Все опросы – в том числе, в канун голосования - предрекают победу ему. Пермяки Олег Шнитковский (председатель Совета директоров «Азота») и Виктор Карпов (член совета директоров «Уралкалий») очевидно состязаются за второе место. Правда, у Карпова маленькое преимущество – он родился в Березниках, хотя и уехал в детском возрасте, вместе с родителями. Благодаря блестящей кампании уже через месяц Карпов воспринимается избирателями как коренной березниковец, «свой». В конец концов, пожалуй, неожиданно даже для себя самого Карпов выигрывает выборы.

В Березниковско-Соликамском округе № 18 ситуация иная – соперничают Сергей Кушнин и директор Родниковской птицефабрики Александр Белорусов. Кушнин кампанию ведёт «в белых перчатках», агитирует вяло. Белорусов ориентируется на пенсионеров, рассказывая, как он возродил птицефабрику и возродит всё сельское хозяйство. Побеждает Белорусов. Справедливости ради стоит заметить, что основной электорат Белорусова всё-таки составят соликамцы. Уже через три месяца после выборов победитель перейдёт на постоянную работу в ЗС, Родниковская птицефабрика обанкротится, а соликамские власти, поддержавшие Белорусова, будут говорить о нём всё, что думают (и очень нехорошо).

В Березниковском округе № 20 без особых затруднений побеждает генеральный директор «Уралкалия» Александр Поликша. Оппонентом его выступает директор бассейна «Содовик» (тогда) Александр Бобков. Бобков проигрывает с большим успехом, набрав всего в два раза меньше голосов, чем несомненный лидер.

Наступает Новый, 1998 год

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


История