Березники демократические. Год 1992: Дядя, продай ваучер

Автор: Андрей Лучников

Первый год после падения КПСС. Даже с Новым, 1992 годом страну поздравляет не Генеральный секретарь ЦК КПСС (как прежде) и не Президент РФ (как потом), а сатирик Михаил Задорнов. В начале года во главе правительства - Гайдар, в конце года - Черномырдин. Либерализация цен, свобода торговли, «блошиные» рынки, приватизация, ваучеры...

Во главе
В начале года кончается власть последнего советского горисполкома, Геннадий Белкин сдаёт дела вновь назначенному главе городской администрации Анатолию Афанасьевичу Щелконогову. При этом Белкин остаётся депутатом Съезда народных депутатов. Позднее Геннадий Георгиевич явится березниковцам в качестве заместителя управляющего березниковским филиалом Мосбизнесбанка.

В ноябре Щелконогов публично намекает на возможность своей отставки. И говорит, что в Березниках есть люди, которые смогут управлять городом "без сбоев". Чуть позднее Щелконогов станет руководителем СМЗ, а его главный политический оппонент – спикер горсовета Сергей Кушнин – руководителем БТМК.

Подпишись, господин-товарищ!
Работают различные общественные объединения. Спорят много - в основном, когда было или когда будет лучше жить.
Демократы проводят митинги и собрания в поддержку Ельцина и Гайдара, против Верховного Совета. "Левые" пассивны - лишь к 7 ноября проводят торжественное собрание, но от митинга и шествия отказываются. По просьбе Щелконогова.
Демократы собирают подписи за референдум о частной собственности на землю. "Левые силы" - за референдум об отзыве Ельцина из президентов.
В декабре создаётся городская организация КПРФ, её возглавляет бывший второй секретарь горкома КПСС, депутат горсовета, лидер "левого большинства" Совета Юрий Захаров.

Пиво – народу!
Отпущенные на свободу цены стремительно растут, к концу года зарплата директора школы (3500 рублей) считается очень маленькой.
Горожане жалуются на работу пивбара. Стало свободно (пиво - 6 рублей за большую кружку), но по выходным пивбар по-прежнему не работает - рабочему человеку в субботу и пивка не попить.
Предприятия повышают цены. Например, "Сода" - на производимые ею моющие средства. В результате у «Соды» возникают проблемы со сбытом среди населения и деловых партнёров.

Талоны сохраняются. Но если на рынке можно купить практически всё (по "коммерческим" ценам), то талоны отоварить практически невозможно. В апреле вспыхивает скандал - многие березниковцы не сумели отоварить февральские талоны на сахар по "некоммерческим" ценам. Власти утверждают, что сахара в торговлю отдано столько, сколько выдано талонов. Может быть, недоумевают власти, поддельные талоны появились?

Впрочем, к концу года талоны практически перестают иметь хождение. В госторговле свободные цены выше, чем на рынке. В марте "коммерческая" пачка "Астры" в магазине стоит 9 рублей, у "спекулянтов" - 6-7 рублей. Бутылку водки можно купить только на свободном рынке за 150 рублей.
Продолжаются страсти по бартеру - его можно продать на рынке по "коммерческим ценам". Поэтому те горожане, чьи предприятия не получают бартера, завидуют счастливчикам.

В июне говорят о "грани банкротства" березниковской швейной фабрики - на складах скопилось продукции почти на 55 миллионов рублей и продать её швейники не могут. "Кооператоры" предпочитают закупать товар поштучно, а швейники готовы продавать только оптом.
Поступает гуманитарная помощь из Германии (медикаменты) и Канады (продовольствие).

Новые реалии
Активно действует березниковское представительство Пермской товарной биржи, во главе с Сергеем Сысуевым. Миллионные обороты, любые сделки. В мае регистрируется сделка на 4 миллиона 680 тысяч рублей. Предмет сделки - хлопчатобумажные нитки в бабинах. Городская администрация - через Хозрасчётный коммерческий центр - пытается торговать полученной от предприятий продукцией – карбамидом и удобрениями.
Первый свободный рынок - на площади перед ЦУМом. Прилавков много, но желающих торговать - ещё больше. Сразу же начинаются непорядки и споры вокруг того, "быть или не быть". Впрочем, в ноябре Щелконогов приказывает убрать всю уличную торговлю на городской рынок. Потому что, мол, наступает зима.

Предприятия начинают избавляться от «социальной сферы». Первым решение отказаться от детских садов принимает трест "Березникихимстрой".

Забастовки
В течение всего года бастуют то учителя, то медики. Бастуют по-разному. Например, врачей реанимационного отделения Первой горбольницы заявляют, что каждый будет работать только на одну ставку (их 10 человек на 24 ставки). Но причина у всех одна - маленькая зарплата.
На многих предприятиях начинаются задержки зарплаты. Конфликты вспыхивают на содовом заводе, в грузовом АТП. Правда, водителям грузовиков достаточно было только объявить забастовку, как зарплату им выдали. Содовикам повезло не так.

Налетай! Приватизируй!
Она объявлена, в феврале создаются Комитет по управлению имуществом во главе с Виктором Ябуровым и Фонд имущества городской администрации во главе с Павлом Дунаевым.

Однако к июню в Березниках еще нет ни одного приватизированного магазина, лишь в этом месяце горсовет утверждает программу приватизации. Щелконогов объясняет медлительность тем, что желает «подготовить березниковцев к безболезненной приватизации». Первые магазины продаются на аукционах только в августе.

Зато "Уралгазсервис" без всяких экивоков заключает договоры на приватизацию газовых плит.
С сентября работает комиссия по ваучерам. Ваучеры сразу же становятся предметом купли-продажи, в том числе и оптовой. При номинале 10 тысяч рублей ваучер можно продать от 3 до 7 тысяч. К зиме появляются первые чековые фонды.

Проблемы
Что делать с выгулом собак и не брать ли за содержание собак налог с собаковладельцев? Другая проблема - пункты приема стеклопосуды, но с обратным знаком - посуду негде сдать, "тары нет". Госпункты не хотят принимать посуду по пять рублей. Зато «кооператоры принимают бутылки по три рубля».

Общественный транспорт. Горожане возмущаются: долго приходится ждать, тесно, дорого. Калийщики пускают первые спецрейсы на БКЗ-4, их автобусы ходят полупустые. Некалийщики недовольны, обижаются.

Благоустройство города. Возгласы: "Наш город превратился в свалку!". На улицах не хватает мусорных урн. Говорят, что существует приказ какого-то городского начальника убрать урны с улиц, чтобы их не переворачивали хулиганы.
Шёпотом говорят об организованной преступности. И громко - о молодежных бандах, побоищах "район на район".

Перебои с хлебом. Всё время откладывается завершение строительства нового хлебозавода.
Процветает подпольное производство водки. В ноябре вступает в действие линия розлива водки в цехе горпищекомбината (позднее – «Берликон») - березниковцы могут пить собственные "Пшеничную" и "Русскую".

Что делать с кинотеатром "Авангард"? Нужен капитальный ремонт, а денег в бюджете нет. В пользу ремонта проводится благотворительная лотерея, впрочем, вполне безуспешно.

Скандалы
В январе депутаты горсовета обвиняют руководство горсмешторга в том, что оно "придержало" в декабре на складах алкоголь и сигареты, дожидаясь повышения цен. Директор горсмешторга Николай Некрасов ложится в больницу, а потом увольняется "по состоянию здоровья".

Его «сменщиком» становится Александр Мошкин.
В январе же кто-то ночью сорвал российский флаг с крыши горисполкома. Краснодонцы или коллекционеры?
В апреле "Комсмольская правда" утверждает, что на свалке отходов БТМК зарегистрирован повышенный радиационный фон. Специалисты Института титана и магния опровергают.

А покушать?
В конце лета и осенью обсуждается - будет ли в магазинах картофель. Муниципальная фирма "Ряд" (ранее - горсмешторг) собирается закупать картофель у совхозов только для детских учреждений. А горожане, мол, пусть у частников покупают, у них (частников) картофель будет дешевле. Учащиеся техникумов и ПТУ вновь выезжают на помощь совхозам в уборке урожая.
Зимой в магазинах нет картофеля. На складах "Ряда" он есть, но если его не перебрать, пишут в газету горожане, он сгниет.

Трагедии
Первого апреля город задыхается - выбросы на "Азоте" (двуокись азота), химзаводе (сероводород и сероуглерод) и "Соде" (хлор). Весь год дискутируется проблема экологии - выбросы, отравления.

В июле клиенты осаждают "Трансагентство" (на улице Юбилейной, где сейчас нотариальная контора) - не хотят верить, что компьютер после 19 часов вечера билеты не продает. Четыре раза приезжает милиция. Сотрудники кассы покидают помещения только поздней ночью.

В ноябре - пожар на ТЭЦ-4, в декабре точно такой же - на ТЭЦ-2. Теплостанции – старые. Нужна реконструкция. Энергетики молчат.

3 декабря происходит взрыв в одной из калийных шахт. Погибли Александр Храмцов, Иван Федулов, Сергей Жданков, их хоронит весь город.

Переезд театра
В январе дискутируется вопрос - переедет ли драматический театр из ДК Ленина в помещение кинотеатра "Икар". Так и не переезжает.

Дорога к храму
В апреле верующие пикетируют и захватывают здание церкви Иоанна Предтечи, требуя передать ее православной общине. Собираются средства на ее восстановление. Окончательно храм переходит к верующим в июле.

Праздники
В июне шумно празднуется 60-летие Березников. Большой концерт на Советской площади. Валерий Леонтьев, Женя Белоусов. Восторженные зрители оккупируют крыши окрестных домов и даже крышу горисполкома.

В августе проводится молодежный праздник "Виват, Россия!", выступают березниковские музыканты и поэты. Пожилые люди недовольны "пиром во время чумы".

НЛО
В ночь с 24 на 25 июля над городом пролетает неопознанный летающий объект.

Новый год
В городе - карнавалы, детские праздники, ёлка на Советской площади. Ни одно из предприятий города не заключило договор с мехлесхозом на вырубку елок, поэтому купить ёлку домой - большая проблема.

Наступает 1993 год

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


История