Свободу русскому калию!

Автор:Андрей Лучников

А не продал всё-таки Дмитрий Рыболовлев “Уралкалий” канадцам. Помните эту многолетнюю страшилку? И совсем даже наоборот. “Городская газета” уже сообщала вкратце о решении нашего “Уралкалия” и канадской «Canpotex” досрочно прекратить соглашение о сотрудничестве и намерении “Уралкалия” торговать самостоятельно. Словом, на мировом калийном рынке произошло землетрясение.

Самое любопытное состоит в практически полном отсутствии комментариев прессы к этому действительно потрясающему событию. Даже без «практически». Вся – и местная, и областная, и всероссийская пресса ограничились публикацией дословных пресс-релизов или коротенькими информациями, излагающими содержание пресс-релизов.

Событие, повторю, действительно потрясающее, буржуазия калийных и минеральных удобрений кипит, шипит и пузырится, рынок бурлит. А вольная, да и подневольная пресса ведёт себя как... Ну, как дурной пресс-секретарь дурного начальника: «Без комментариев». Впрочем, этот вопрос обсудим чуть позже, а пока – для наглядности – процитируем пресс-релиз полностью.

ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
ОАО «Уралкалий», его трейдер компания «Бермонт Трейдинг С.А.» (Bermont Trading S.A.) и компания «Канпотекс Интернэшнл Пте.Лимитед (Canpotex Internacional Pte.Limited) выступили с заявлением о прекращении действия маркетингового соглашения, покрывающего отдельные международные рынки. По обоюдному согласию сторон было принято решение о прекращении действия соглашения с 1 июня 2003 года. Изначально срок его действия должен был истечь 31 декабря 2003 года.

Стоимость перевозки и другие производственные затраты «Уралкалия» в последнее время увеличились, что неблагоприятно отразилось на выручке компании. Ожидается, что подобные повышения будут и в обозримом будущем влиять на мировой рынок калийных удобрений в целом. Желая улучшить ситуацию, «Уралкалий» считает, что этого можно добиться лишь самостоятельно координируя сбыт и логистику. Эти функции в отношении продукции «Уралкалия» существенно отличаются от выполняемых канадской компанией «Канпотекс Интернешнл».

Максим Широков, генеральный директор ОАО «Уралкалий» заявил: «Мы признательны компании «Канпотекс Интернэшнл» за услуги, предоставляемые в течение последних лет. У нас всегда было намерение самим заниматься реализацией продукции по истечении первоначально установленного срока действия данного соглашения. Мы благодарим «Канпотекс Интернэшнл» за понимание наших специфических потребностей по логистике, обеспечение которых на данный момент необходимо осуществлять нам самим».

Стивен Дека, президент и главный управляющий «Канпотэкс Интернэшнл» добавил: «У нас прекрасные отношения с персоналом «Уралкалия». Они многое познали о работе на международных рынках калийных удобрений и теперь готовы самостоятельно оказывать услуги своим клиентам».

Все контракты, заключенные компанией «Канпотекс Интернэшл» напрямую и/или от имени ОАО «Уралкалий», срок действия которых оканчиваются после 1 июня, будут исполняться. Поставки будут гарантированы «Канпотекс Интернэшнл Пте. Лимитед» и компаниями «Уралкалий» и «Бермонт Трейдинг С.А.».

И такой пресс-релиз не вызвал бурю комментариев в прессе? Это после того, как вся пресса – включая радио и телевидение! – несколько лет развлекалась описаниями «калийных войн»? Впрочем, ладно, о возлюбленных коллегах – потом.
Итак.

Во-первых.
Подтвердились мнения березниковских экспертов (о том, что это была лишь «Городская газета» и наши журналисты, из скромности умолчим) по поводу давешней кампании в прессе «Рыболовлев продаёт «Уралкалий» канадцам, а канадцы «Уралкалий» закроют». Та кампания, как и предполагали наши эксперты, была PR-кампанией, которую организовали вековечные противники Рыболовлева в борьбе за русский калий – менеджмент Международной Калийной Кампании. МКК очень не хотелось, чтобы «Уралкалий» начал торговать не через них, а через «Канпотекс», вот и шумели. В надежде на политическое давление. Напомним, что сие обстоятельство активно использовалось и в ходе предвыборных кампаний.

Во-вторых
Подтвердилось мнение «Городской газеты», что недавняя эскапада с преобразованием ООО в ОАО и обратно (уважаемый читатель это прекрасно помнит) была традиционной для стиля Рыболовлева разведкой ситуации. Ведь если «Уралкалий» собирается самостоятельно торговать своей продукцией, то логично предположить, что и на мировом фондовом рынке «Уралкалий» будет играть в самостоятельные игры. А там – акции упали, акции поднялись... В смысле, цена акций.

Кстати, известный всему деловому миру России «Коммерсантъ» свои публикации на данные темы озаглавливает без лишнего пижонства: «Рыболовлев решил сыграть на понижение». Следующая: «Рыболовлев решил сыграть на повышение». Кстати, последняя информация появилась буквально на прошлой неделе (уже после явления упомянутого пресс-релиза) – речь о том, что акции «Уралкалия» подорожали (там какие-то доллары и центы, поэтому перечислять цифирь не станем).

Правда, «Коммерсантъ» решил, что подорожание связано с решением Совета директоров «Уралкалия» о выплате дивидендов. Точка зрения имеет право на существование, однако следует заметить, что информация о дивидендах была распространена достаточно давно, а подорожание началось лишь после информации о выходе «Уралкалия» в свободное плавание.

В-третьих
Рост «стоимости перевозки и других производственных затрат», «снижение доходов компании» и т.д., и т.п. представляют собой вековечный стон российских производителей. Отчасти они, кстати, объясняют объявленное «Уралкалием» объявленное сокращение персонала. Правда, этот тезис противоречит решению о выплате дивидендов. С одной стороны – снижение доходов, с другой стороны – выплата дивидендов после многолетнего поста... Любопытно.

Не исключено, что сокращение штатов на «Уралкалии» (кстати, значтельного экономического эффекта это не даст в течение ближайших двух месяцев, всё равно сокращаемых придётся кормить, таково нынешнее законодательство) связано прежде всего с решением о выходе в свободное плавание, которое было принято ранее ( с кондачка, согласитесь, такие решения не принимаются). Здесь опять же проглядывается стиль работы Рыболовлева – сперва укрепить форпосты и бастионы, а потом ка-а-а-к... удивить общественность. А что?

Сперва сменить прежних управленцев, назначить новых, дать новым время обвыкнуться и стать старыми, по ходу дела заменяя оказавшиеся непригодными фигуры. Затем бросить МКК и перейти к канадцам, проходя ссквозь лай прессы, как крейсер сквозь шквал. Затем научиться чему возможно у канадцев и отстроить собственный порт, и не платить дивиденды, и вновь терпеть нападки со всех сторон. Затем попробовать игру на фондовом рынке и наконец... Впрочем, «наконец» вам уже известен.

В-четвёртых
А что, как говорится, нам скажет начальник транспортного цеха? «Канпотекс» никуда не денется и теперь – ещё до конца года – станет основным конкурентом «Уралкалия» на мировом рынке. А вот Международная Калийная Компания... Мы связались с нашими коллегами в Белоруссии. Батька Лукашенко, рассказывают они, испытывая бешеную нужду вденьгах, активно прижимает исправных налогоплательщиков, к каковым относится и «Беларуськалий».

А там у МКК – лежбище, это основной источник их дохода (наши источники на «Сильвините» давно уже сообщают, что дискриминация, проводившаяся ранее МКК в отношении «Уралкалия», теперь проводится в отношении соликамичей). Поэтому, сообщают коллеги, МКК в Белоруссии применяют испытанную (правда, не сработавшую) в России тактике – устраивают шум через прессу, добиваясь политических решений. Давить на Батьку через прессу... Даже мои кроссовки смеются.

Словом, и «Беларуськалий» начинает потихоньку выходить из-под власти МКК. А если выйдёт, то через МКК станет торговать один только «Сильвинит». А Петра Кондрашёва можно назвать кем угодно, только не дураком. Следовательно... Следовательно, может последовать примеру калийных коллег.

А следовательно в-пятых, новая тенденция мирового производства: производители начинают отказываться от услуг посредников и переходят к продажам от себя лично или через собственные структуры. «Уралкалий» успел на поезд первым. По привычке, наверное.

В общем, свободу русскому калию!

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс