Любовь и ненависть без зазрения совести

Любовь и ненависть без зазрения совестиАлександр Николаевич Мошкин. 1954 года рождения. Женат. Есть сын и дочь. В марте 1994 года назначен главой администрации г.Березники. В марте 1996 года избран главой местного самоуправления г.Березники. В декабре 1999 года избран главой местного самоуправления г.Березники на второй срок. В марте 2000 года временно прекратил исполнение обязанностей в связи с болезнью. 6 августа 2000 года объявил об уходе в отставку по собственному желанию в связи с состоянием здоровья. Ныне – директор Березниковского филиала Пермского государственного (классического) университета.

- Итак, первый вопрос: как здоровье?
А.Мошкин (смёётся): Первый ответ: не дождётесь. С точки зрения моего ощущения – на мои годы самое то. Здоровье нормального сорокавосьмилетнего мужика. А с точки зрения того, как я раньше работал в усиленном режиме – несколько суток не спать, какие-то длительные командировки, запредельные нагрузки... Такого я сейчас не испытываю. Выдержу ли я сейчас ту нагрузку – не знаю.

- А как настроение? В том числе, имеется в виду, отсутствие символов власти – приёмная, персональная машина и всё такое?
- Нельзя сказать, что символы власти отсутствуют. Я к ним отношу не только отдельный кабинет, приёмную и так далее. Символы власти это ещё и узнаваемость, и отношение к тебе не как к человеку, а как к функции, «должностное» отношение. То что сейчас исчез, например, такой символ власти как приёмная – разграничитель между человеком и мной, для меня это – плюс. Но радует то, что не исчезло отношение на улицах...

- То есть Вас узнают?
- То, что узнают, это – минус. Потому что всё равно наблюдают: что с ним стало, как он. Вот этот нездоровый интерес вызывает нехорошую реакцию с моей стороны. А вот то, что появилась возможность общаться с незакомым совершенно человеком, зная при этом, что он тебя знает, это, я считаю, в плюсе. Это, я считаю, нормальная система отношений, которая сейчас выстраивается. Очень часто я попадаю в достаточно интересные ситуации...
- Например?
- Самое пикантное рассказывать не буду, а пример штатной ситуации – элементарный разговор на улице, как решить ту или иную проблему. Элементарные консультации. Просто, ведь, многие люди не знают, как решить простой вопрос по взаимоотношениям с властными структурами. Куда обратиться, как проблему решить, кто этим занимается, какой уровень власти? У человека есть вопросы и он видит, что может эти вопросы задать. Мне нравится, что во мне видят консультанта и человека, который может помочь.

«...Расходует эти деньги только один человек, на свой страх и риск. Навлекая на себя рёв, если это семейный бюджет, критику, если это городской бюджет. Становитесь мэром города и распоряжайтесь, я ведь не против, я ведь не возражаю. Но пока избрали меня. Завтра изберут вас, вы будете распоряжаться. А сейчас дайте работать» (интервью с А.Мошкиным «Мэр удручён, но принципы его железны». Газета «Березниковский рабочий», сентябрь 1998 г.)

- Одно из последних интервью с Вами было озаглавлено: «Мошкин размышляет о революции».Разговор шёл о кадровой революции, перестановках в управленческом аппарате. После прихода Игоря Папкова создалось впечатление, что та революция, о которой Вы говорили, произошла теперь. Как это выглядит с Вашей точки зрения?
- Я не думаю, что с приходом Игоря Валентиновича произошла революция. Это обычная смена кадров. В каждый момент времени любой руководитель решает те или иные задачи. И соответственно, один из главных вопросов для любого руководителя – кадровый. Когда я пришёл работать, не было ни нормативных документов, ни действующих законов (т.е. – уже применяющихся на практике), ни подготовленных для работы с этим законами кадров. Поэтому моя работа происходила без каких-либо кадровых потрясений. Затем я дошёл до такого периода, когда действительно нужны были серьёзные кадровые изменения. В узком кругу я даже называл фамилии, была прописана жёсткая кадровая политика – неважно получилось это или не получилось, но было динамичное развитие событий с точки зрения управления городом. Приход нового руководителя города всегда вызывает изменения в кадровом составе, это объективно и не зависит от фамилии руководителя. Фактически развитие города продолжается и в произошедшей смене кадрового состава я не вижу революции.

- Как Вы относитесь к тому, что происходит сейчас – тотальные отключения тепла, горячей воды? При этом многие начальники говорят, что причины всего этого возникли ещё при Вас...
- Это нормальная живая работа. То есть, допустим, отключения тепла, текущее финансирования... Это искусство управления. Когда есть дефицит бюджета, когда есть определённые сроки, человек принимает решение. Он может проплатить энергетикам, а может выплатить заработную плату бюджетникам. При большом хозяйстве искусство управления состоит в том, чтобы правильно распределить финансовые потоки. Чтобы не было последствий или последствия были минимальны. Или максимальны. Всё зависит от поставленной цели. То, что сегодня из-за неоплаты что-то отключают... Ведь при мне было тоже самое. Мы жили в режиме ограничения по теплу и так далее. Ещё раз подчёркиваю: я не могу оценивать, я не внутри вращаюсь, по степени принятия управленческих решений я не могу быть экспертом или оценщиком правильности того или иного решения. Это момент первый.
Момент второй. Можно, конечно, ссылаться на последствия прежних времён, но это – дело конкретного человека. Тех людей, которые работают сегодня. Это их проблемы. Я стал немножко более философски к этому относиться. Насколько мне казалось, я позволял всем высказывать свои мнения. И на встречи с газетами приходил, и на встречи с партиями и движениями и мне всегда в глаза говорили, что правильно, что неправильно. Но если человек молчал в то время, а сейчас начал высказываться... Где ж он раньше был? Или он просто боялся придти на такого рода встречу?

«...Одно могу сказать определённо точно: сам я от города не откажусь...» (интервью с А. Мошкиным «Мошкин размышляет о революции», январь 2001 г.

- Однако при этом – вот, в нашей газете было опубликовано – сидит старичок, ругается насчёт того, что всё развалено, всё разрушено, а потом делает вывод: «Это всё Мошкин виноват».
- К вопросу о роли личности в истории. Есть три вида оценки – оценка личностная, оценка общественная и оценка экспертная. Все эти оценки в определённой степени субъективны, но... Я благодарен судьбе в том числе и за то, что у меня есть внутреннее ощущение – может быть это и высокий штиль – что я пытался сделать всё, что мог. А вот получилось или не получилось – это уже субъективно. И может случиться так, что человек, которому в своё время было отказано в решении конкретного вопроса (просто не было возможности решить), все беды может записать на меня.

«...А Александр Мошкин уходит практически в никуда. Как вариант рассматривается, что он может возглавить один из местных филиалов расплодившихся университетов. Зная характер Александра Николаевича, можно утверждать, что способено он пойти работать и простым инженером на родной «Азот». Без зазрения совести». (статья «Не ко двору пришёлся мэр?» Газета «Звезда», июнь 2001 г.)

- Как у Вас сейчас с прежним кругом общения, который был у Вас, когда Вы были мэром?
- То что «по должности» отсеклось сразу и одномоментно. Остаётся чисто личностное. Я – человек замкнутый и круг человеческого общения очень медленно, очень осторожно расширяется.

- Когда Вы были мэром Вы, наверняка, многие вопросы, в том числе и личного плана (например, трубу прорвало, стену в подъезде надо побелить), решали одним телефонным звонком. Сейчас как у Вас с этими вопросами?
- Многие вопросы я действительно решал телефонным звонком, но только тогда, когда ко мне обращался кто-то. Но очень редко это относилось к лично моей жизни. Я не думаю, что сейчас качественно что-то изменилось. Как раньше я не обращался по поводу того, что трубу прорвало... Я в течение восьми лет не мог сделать ремонт дома. Просто не ввязывался в этот ремонт. Мне просто не хватало времени. Теперь уже второй год, как я в эту драку ввязался и... Как обычный человек этим занимаюсь, так же матерюсь, так же «пролетаю», когда брак допускают. Но фамилия иногда работает. Когда человек вдруг узнаёт, что заказчиком выступает бывший мэр, отношение меняется. Но это не значит, что этому человеку я звонил.

«...Мошкин отвечает одно и то же: зарплата бюджетников привязан к единой тарифной сетке, что-то придумать сложно, но то, что можно городская власть делает. На пост главы сам баллотироваться не будет, потому что всегда работа находила его...» (статья «Мэра – к барьеру!» Газета «Соль земли», июль 1999 г.)

- «Под завязку» вопрос, который, если Вы помните, уже задавался год назад. Тогда Вы на некоторое время уже оторвались от управления городом и могли посмотреть на город как бы со стороны. Сейчас Вы как относитесь к нашему городу?
- Откровенно отвечу на этот вопрос. Есть два чувства, которые очень близки – любовь и ненависть. Город заслуживал, заслуживает и будет заслуживать больше, чем имеет. Хотя бы потому, что это рабочий город, который даёт стране очень много. Я немножко побаивался, что моя любовь к этому городу превратится в ненависть, потому что город очень выжал меня. Побаивался, что это произойдёт в этот, «переходный» период. Любовь может перейти в ненависть. Разные факторы этому способствовали. Сейчас с достаточно высокой уверенностью можно сказать, что этого не произошло. Я всё так же люблю возвращаться в этот город, ходить по тем закоулкам, которые имеют значение только для меня... Отношение не изменилось. К счастью.

Андрей Лучников

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс