Эта туманная, белая СОДА...

Березники празднуют своё семидесятилетие. Согласно официальному краеведению город, начался с содового завода, которому в будущем году исполнится 120 лет. Однако юбилей отметит не всем известное ОАО «Сода», созданное в результате приватизации в 1992 году, но ОАО «Березниковский содовый завод» и ООО «Сода-хлорат», которые с частью трудового коллектива и производственных цехов унаследовали от своей прародительницы древнюю биографию. Сама же старушка «Сода», скорее всего, до праздника не доживёт: через месяц, 31 июля, закончится первый год работы на предприятие конкурсного управляющего. Его задача – продать «Соду».

Посещение административного корпуса содовых заводов запоминается контрастами. При входе – стандартный советский интерьер в коричневых тонах с вертушкой, женщинами-охранниками в камуфляжных куртках и с журналом для регистрации посетителей. Наверное, во избежание ошибок, написать в журнале фамилию и место работы разрешается самому посетителю. Из подсобного помещения доносятся запахи съестного, оттуда же время от времени появляется уборщица - тоже стандартно-советского вида с половой тряпкой из дерюги.

Но лестничные пролёты третьего этажа, как и сами кабинеты, где разместилась управляющая команда ОАО «БСЗ», уже приобрели вполне респектабельный вид. Только, судя по всему, обжиться здесь пока не успели. Приёмная и кабинет генерального директора «БСЗ» до аскетизма пусты. Ни цветочка в горшках, ни рамочек на стенах, ни электрочайника с чашками, прячущихся за папками с бумагами. Также пусто и на рабочем столе у генерального. Хоть бы какой листочек бумаги, или карандаш, на худой конец.

Хозяин кабинета, Сергей Белослудцев, без традиционного пиджака и галстука - по-летнему, в футболке, почти всю беседу провел, скрестив на груди руки. Такой жест психологи трактуют, как знак недоверия к собеседнику и желание скрыть собственные мысли. Но хозяин, как говорится, барин. Выражение, кстати, вполне уместное: о руководимом предприятие Сергей Белослудцев говорит только в первом лице – «мой, моё, моя»: «Была бы у меня нормальная цена на пар, я бы свою соду продавал в полном объёме и по той цене, которая меня устраивает».

Имидж - ничто
Сергей Владимирович Белослудцев родился в Перми в 1961 году. Окончил автодорожный факультет ПГТУ. По собственным словам, «Содой» заинтересовался в 1994 году. Тогда в Перми появилась посредническая фирма «Акта», собственники которой полученную прибыль начали вкладывать в производство соды.

Уже к этому времени, выиграв инвестиционные конкурсы, пермяки вошли в число акционеров ОАО «Сода». Должности на содовых заводах Сергей Белослудцев занимал разные, был даже генеральным директором старой «Соды», до тех пор, пока 6 февраля этого года решением Совета директоров «БСЗ» не получил «генеральское» кресло.
- Вас, как руководителя предприятия, не беспокоит то, прямо скажем, негативное общественное мнение, которое сложилось в Березниках вокруг предприятий содового комплекса?
- Меня это как-то мало волнует.
- Какие основные проблемы Вы сейчас решаете, и как бы Вы оценили перспективы «Березниковского содового завода»?
- Перспективы предприятия неплохие. Но трудности на сегодняшний день в сбыте продукции. Дело в том, что наш основной конкурент – стерлитамаская «Сода» переживает не лучшие времена. Им резко перекрыли экспорт. Поэтому возник переизбыток соды на российском рынке. Весь Уральский регион был наш. Естественно, что наших клиентов Стерлитамак пытается отбить, предлагая более низкую цену. 2 тысячи рублей за тонну кальцинированной соды, вместо нашей цены – 2 100. Для нас это пока приемлемо, но малоприятно.

Кажется, с подачи бывшего березниковского мэра Александра Мошкина в средствах массовой информации распространилось выражение «начать работать с чистого листа». Так Мошкин в 1998 году охарактеризовал выделение ОАО «БСЗ» из ОАО «Сода». Но, строго говоря, «чистого», то есть, без кредиторской задолженности, «листа» всё же не было. Вместе с технологическими линиями «БСЗ» отошли и 45 миллионов рублей текущей задолженности, в основном, перед «Пермэнерго» и «Уралкалием». При этом многолетние долги, в числе которых значились и 270 «энергетических» миллионов, остались на старой «Соде».

На сегодняшний день, по словам Сергея Белослудцева, «БСЗ» работает без долгов, все текущие платежи вносит своевременно и только «живыми» деньгами. Средняя зарплата на предприятие выросла до 4 375 рублей. За первый квартал текущего года доля «БСЗ» в доходной части городского бюджета составила 3 процента.

А с «Пермэнерго» удалось договориться. С октября прошлого года тариф на услуги этого монополиста для «БСЗ» был снижен. И составил на сегодняшний день 159 рублей вместо 238 за один кВтчас. Одна из возможных причин сговорчивости энергетиков – опыт банкротства ОАО «Соды». Пока нет гарантии, что «Пермэнерго» удастся вернуть свои миллионы.

Совпадения
«Сода» акционировалась по первому варианту льгот, то есть, 50 процентов обыкновенных акций покупали работники предприятия. Администрация получило право ещё на 5 процентов акций. Остальные были выставлены на продажу на инвестиционном конкурсе.

Пакет акций купила пермская фирма «ТЭКТО». Практически одновременно с торгов ушли и акции крупного пермского автотранспортного предприятия «Автоколонна 1858». Их купила фирма с не менее странным названием «Игуана». В настоящее время оба купленных предприятия находятся в стадии конкурсного производства, которое в обоих случаях ведёт один конкурсный управляющий Александр Нудельман.

Директором «ТЭКТО» был Юрий Борисовец, а контрольный пакет фирмы, по информации областной газеты «Звезда» (номер за 4 декабря 1997 года, статья «Офицер ФСБ сообщает»), принадлежал пермскому криминальному авторитету Ибрагимову Рифкату Юнусовичу. Он же контролировал ЗАО «Мусульманбанк», который в своё время банкротил всё тот же Александр Нудельман. (Кандидатура конкурсного управляющего всегда утверждается Арбитражным судом по рекомендации Совета кредиторов банкротящегося предприятия).

Юрий Борисовец вместе с одним из нынешних членов Совета директоров «БСЗ» Валерием Закоптеловым учредили в 1997 году концерн Российский индустриальный альянс. РИАЛ владеет акциями ряда предприятий Пермской области, в том числе и нефтяных. Так что наш содовый тандем «Сода» -«БСЗ», и, вполне возможно, множество дочерних фирм ООО «Березникихимпром», ООО «Сода-хлорат» и т.д. – всего лишь небольшая часть обширного РИАЛовского хозяйства. Всем ли хватает хозяйского внимания и заботы?

По информации областного «Компаньона», Валерий Закоптелов решил заняться медиа-бизнесом. Появление его телекомпании «Архей» с «Новостями 3-го канала» ожидается уже с 1 июля на телеканале «Культура». Тот же источник предполагает, что усилия бизнесмена поддержит его партнёр по РИАЛу Юрий Борисовец, возглавляющий комитет по региональной политике ЗС.

Банкротство
Александр Нудельман имеет несколько высших образований. Первое техническое – «Промышленное и гражданское строительство». Второе – экономическое. Аспирантуру заканчивал математического профиля. Десять лет занимался частной юридической практикой. Последние четыре года работает конкурсным управляющим. Профессионально.

Александра Нудельмана можно считать своеобразным рекордсменом. Во-первых, ОАО «Сода» стала первым крупным промышленным предприятием в области, которое распродают за долги. А, во-вторых, итоги продажи пермской «Автоколонны 1858» также бьют все имеющиеся показатели: практически полностью удовлетворены кредиторы всех пяти очередей. (Среднероссийские показатели – 13 процентов задолженности четвёртой очереди).

Среди субъективных причин крушения «Соды» управляющий назвал запущенную документацию и крайне неудовлетворительную работу бывшего руководства предприятия (читай – генерального директора «Соды» до 1999 года Виталия Фомина) с дебиторской задолженностью. По этой причине, сказал управляющий, зачастую доказать в суде факт наличия долга перед ОАО «Сода» бывает очень сложно. Общая сумма дебиторской задолженности 53 миллиона. Среди самых крупных должников «Соды» Нудельман назвал государственное оборонное предприятие «Росрезерв» и областной фонд «Правопорядок». (Интересно, каким образом содовская продукция поддерживала нуждающихся милиционеров?)

Было ли банкротство ОАО «Сода» преднамеренным? Этим же вопросом задавались и соответствующие органы в Березниках и Перми. Но факт преднамеренности доказан не был. По словам специалистов, в пользу его отсутствия говорит и то обстоятельство, что выделение «БСЗ» произошла не за несколько месяцев до начала процедуры банкротства, а за два года.

У депутата ЗС Геннадия Тушнолобова, возглавлявшего в 1997-1998 годах областную Временную чрезвычайную комиссию по налоговым недоимкам, своё отношение к банкротству «Соды»: «В Пермской области я не знаю ни одного положительного решения проблемы крупного промышленного предприятия путём банкротства. Ни одного».

В двадцатых числах июля пройдет общее собрание кредиторов ОАО «Сода», на котором будут обсуждать результаты первого года работы конкурсного управляющего.

По существующему закону распродажа будет идти до тех пор, пока последняя гайка, числящаяся на балансе предприятия, не будет продана хотя бы по цене металлолома.

Примерно месяц назад из подсобного хозяйства ОАО «Сода» было продано стадо коров, численностью 160 голов. Бурёнок купил фермер из Кудымкара. Что касается заводоуправления, то знающие люди говорят, что ремонтные работы пойдут в направлении сверху вниз.
Алёна Козырева

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс