Кто милость к падшим призовёт?

Кто милость к падшим призовёт?

Как уже сообщала «Городская газета», согласно президентскому указу, с начала года перестала работать федеральная Комиссия по помилованию осужденных, последним председателем которой был известный писатель Анатолий Приставкин. Комиссия – поясним для несведущих – рассматривала прошения осуждённых россиян о помиловании (т.е. отмене приговора), которые осуждённые направляли российскому президенту.

А может, и правда – гражданину вменили слишком суровое наказание за малозначительный проступок? А может, осуждённый «твёрдо встал на путь исправления», а дома у него – семеро по лавкам, кормить нечем, а он больше с законом шутить ни-ни?

Из российской практики:Некто Ахмед Гасанбеков, оставшись без работы, поставил "жучок" на электрический счeтчик, и "совершил хищение электроэнергии" на сумму в 349 рублей, за что получил по приговору суда 3 года колонии.

Словом, и милость к падшим призывал. Решения комиссии практически автоматически подписывались президентом. Кстати, создана была комиссия и председателем её стал Приставкин еще в царствование Бориса Ельцина. Владимир Путин комиссию ликвидировал, распорядившись создать комиссии по помилованию в каждом субъекте Федерации.

Из российской практики: В соответствии с ч.2 ст.85 УК России, можно различить несколько видов помилования:
в виде полного освобождения от наказания;
в виде частичного освобождения от наказания (сокращение срока отбытия или изменение наказания более мягким);
в виде снятия судимости с лица, отбывшего наказание.
Закон не регламентирует от каких видов наказания возможно освобождение в порядке помилования. Но из анализа Уголовного кодекса специалисты делают вывод, что помилование не освобождает от дополнительных видов наказаний (конфискация имущества, лишение звания, штраф, запрета занимать определённые должности и др.). Нереально и применение помилования в отношении осужденных к штрафу, как основному виду наказания.

Теперь все прошения осуждённых о помиловании будут рассматриваться в областных центрах (не по месту прежнего жительства, а по месту отсидки), положительное решение будет утверждаться губернатором, а затем – направляться на подпись президенту.

Первая в России комиссия была создана на прошлой неделе и уже на этой неделе намерена расмотреть первые 14 прошений – в Саратовской области. Комиссия ожидает, что в ближайшее время прошения повалят потоком.

Фёдор Григорьев, председатель Саратовской областной комиссии по помилованию: Очень многие имеют право инициировать такую просьбу – сами заключенные, их родственники, администрация колонии или района, в котором проживал человек. Нам предстоит большая работа. Однако превращать рассмотрение дел в конвейер, за что, кстати, президент устранил комиссию Приставкина, мы не станем. Я читал интервью Приставкина – по-моему, он физически не справлялся с потоком документов. Но это вполне объяснимо – ведь к нему шли просьбы со всей России.

Виктор Бевх, прокурор г.Березники: Этим Указом российский президент просто приблизил процедуру помилования к людям. Где лучше видны все обстоятельства дела: в федеральной комиссии по помилованию, которая одна на всю страну, или непосредственно в регионах? В конечном итоге последнее слово о помиловании все равно остается за президентом.

Сергей Матвеев, уполномоченный Пермской области по правам человека:«Чем руководствовался Президент мне достоверно неизвестно. То что процедура помилования стала ближе к регионам, непосредственно к тем, кто пишет прошения – это несомненный шаг вперед. Возникает больше возможности проверять предоставляемые документы, медицинские заключения, характеристики. Второе – это несомненно то, что в самом субъекте будет возможность рассматривать прошения более полно, объективно и в кратчайшие сроки. Такой возможности на федеральном уровне не было. Другое дело, что создание комиссии по помилованию в субъекте Федерации требует очень серьёзной организационной проработки.

Анатолий Муфель, начальник ГУВД:Наверное, региональные комиссии будут работать более продуктивно, учитывая конкретную ситуацию. В том же Краснодарском крае или Ставрополье, где сильны чувства мести, члены региональной комиссии по помилованию наверняка будут рассуждать не так, как, допустим, в Перми.

Между тем, независимые правозащитные организации исключительно негативно отнеслись к фактической передаче права помилования в руки региональных лидеров.

По мнению правозащитников, во-первых, это увеличит вероятность коррупции при рассмотрении прошений о помиловании (легче дать взятку в областном центре, нежели договариваться с московскими интеллигентами из приставкинской комиссии).

Во-вторых, это предоставит губернаторам и местным президентам больше возможности для расправы с политическими оппонентами (а осудить неугодного в нашей стране – недолгое дело). В-третьих, это усилит позиции местных криминальных авторитетов (очевидно, что уговорить пермских «милователей» или пермских чиновников помиловать «своего человечка» - опять же легче).

В Пермском региональном правозащитном центре, на соответствующий вопрос «Городской газеты», ответили, что пермские правозащитники формированием этой комиссии не интересуются, а создание региональных комиссий по помилованию считают фарсом. Той же точки зрения, по словам пермяков, придерживаются и правозащитники других уральских регионов.

Кстати, саратовский губернатор Дмитрий Аяцков, где уже начала работу подобная комиссия, в конце прошлой недели успел заявить журналистам, что хотя и доверяет комиссии полностью, но некоторые прошения намерен рассматривать лично. Кстати, и сами «комиссары милосердия» называют свою комиссию «совещательным органом». В конечном счёте, к президенту отправляются лишь решения, подписанные губернатором.

В Перми комиссия еще не сформирована. Как сообщил нашей газете областной уполномоченный по правам человека Сергей Матвеев, на прошлой неделе он встретился с губернатором и изложил ему своё мнение о составе комиссии и концепции её работы. По словам Матвеева, практически весь конец прошлой недели он посвятил разговорам с коллегами из других регионов. В Астрахани, например, в состав комиссии собираются включить начальника областного департамента юстиции и главного начальника астраханских исправительных учреждений. А в Волгограде – сплошных представителей общественности. Сам Матвеев придерживается точки зрения, что в указе сказано: две трети – общественность, треть – представители государственных органов.

Сергей Матвеев:Окончательно вопрос о составе комиссии будет решать губернатор. Насколько мне известно, на этой неделе данный вопрос будет прорабатываться очень серьёзно.

В Саратове, кстати, комиссия состоит из 14 человек, из которых 2 – юриста, остальные – учителя, художники, поэты. Комиссия в Саратове будет собираться не чаще раза в месяц. Для детального разбора дел члены комиссии смогут забирать их к себе домой.

Александр Ландо, уполномоченный Саратовской области по правам человека, член областной комиссии по помилованию:«Меня пытались упрекнуть в том, что, мол, в комиссии будут сплошные филологи, но здесь и не должно быть прокуроров, адвокатов – они заинтересованные люди. Помилование – вопрос не юридический, это вопрос морали и совести. Комиссия будет искать ответ на вопрос, есть ли такие обстоятельства, благодаря которым можно помиловать человека».

Как говорил Александр Сергеевич: «И долго буду тем любезен я народу...»
Андрей ЛУЧНИКОВ

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс