Завод на панели

Завод на панелиЗавод крупнопанельного домостроения. Был создан почти 30 лет назад. Выпускал бетонные блоки для жилищного строительства, снабжая ими весь север области. Из продукции КПД была построена почти четвертая часть города: дома в районе Околицы, Универсама-2, Универсама-1, улицы Набережной. Работало на КПД почти девятьсот человек. Сейчас завод фактически ликвидирован.

Должник
28 ноября по решению пермского арбитражного суда на заводе было введено внешнее наблюдение. Временным управляющим был назначен юрист Александр Сергеев. За три месяца он должен был определить, сможет ли завод восстановить свою платежеспособность в течение года. К тому времени, долги предприятия составляли почти 40 миллионов рублей.
Виктор Коровин, бывший директор ОАО «КПД»:«Больше пяти лет назад в целом по области стали сокращаться объемы строительства, стало меньше заказов на продукцию. В 1996 году в Березниках был построен последний дом из наших бетонных конструкций. За долги «Пермэнерго» много раз отключало нам электричество. Люди стали просто убегать с предприятия, в 2000 году у меня осталось лишь около 150 работников. Чтобы хоть как-то выжить в таких условиях, мы стали сдавать в аренду наши площади».
28 февраля 2001 года пермский арбитражный суд по обращению собрания кредиторов признал завод КПД банкротом и назначил конкурсное производство.
Из решения суда:«Из анализа финансово-хозяйственной деятельности видно, что с 1998 года предприятие снижает объем выпуска продукции. С октября 2000 г. не работает совсем по причине отсутствия заказов, объема работ. Все оборудование находиться в таком состоянии, что восстановить его невозможно. Балансовая стоимость внеоборотных активов на 01.10.2000 г. составляет 49 670 тысяч рублей, сумма оборотных средств 14 718 тысяч рублей. Большая часть внеоборотных активов и оборотных средств низколиквидна. Дебиторская задолженность 5 992 тысячи рублей, вероятность ее получения низка – 20-25%. В то время размер кредиторской задолженности по состоянию на 28.11.2000 г. составил 40 578,92 тысячи рублей...».
Согласно закона o банкротстве, все долги выплачиваются кредиторам в порядке строгой очереди. Сначала, работникам, получившим увечья на производстве. Затем выплачивается зарплата, выходные пособия и т.п. В третью очередь, удовлетворяются обязательства по залогам, в четвертую, - платежи в бюджеты и различные внебюджетные фонды, и только после этого, все, что осталось, выплачивается оставшимся кредиторам. Пропорционально суммам долга. На деле же, долги кредиторам четвертой и пятой очередей платятся крайне редко.
Кроме очередных платежей, существуют и внеочередные выплаты. Например, вознаграждения арбитражному управляющему (за то, что Сергеев руководит банкротством суд назначил ему ежемесячные выплаты в размере 12 тысяч рублей). А также коммунальные, эксплуатационные и другие расходы, возникшие в период наблюдения и конкурсного производства. Средства на погашение долгов поступают от продажи имущества и взыскания дебиторской задолженности.

Управляющего к ответу
- Александр Петрович, через два месяца истекает срок ваших полномочий, а сделано еще далеко не все...
- Александр Сергеев, конкурсный управляющий КПД: «Поскольку еще не продана основная часть имущества, я буду ходатайствовать о продлении срока. Слухи ходят, что мол, имущество не продали, зарплату не выплатили и сейчас на этом все, конкурсное закончится. Такого не бывает. Все платежи по зарплате будут погашены. У нас еще основное имущество не продано.
- Каков долг самого КПД и сколько должны ему?
- 50 миллионов рублей кредиторки вместе с пенями. 5 миллионов дебиторская задолженность. Но среди должников-дебиторов есть например, предприятия-банкроты, с которых уже ничего не возьмешь. Есть задолженность свыше трех лет – срок исковой давности прошел. Долги копились долгое время, и получить их сейчас уже практически невозможно. Реальная дебиторка – полтора миллиона.
- А кто основные кредиторы и дебиторы?
- Кредиторы – бюджет и внебюджетные фонды (пенсионный, например) - 20 миллионов рублей и Пермэнерго - 10 миллионов. Крупный дебитор – колония № 28, у них больше миллиона долга. Погашают постепенно.

Как пропадают миллионы
Средняя зарплата по заводу осенью прошлого года составляла почти тысячу рублей. Но перед введением внешнего наблюдения руководство КПД подняло зарплату (на фактически не работающем предприятии!) почти в три раза. Бывший директор объяснил это тем, что должники-дебиторы стали возвращать предприятию долги. Правда, выплачивать работникам большие зарплаты уже пришлось арбитражному управляющему.
По словам Сергеева, на выплату зарплаты за три месяца внешнего наблюдения нужно 395 тысяч рублей. Бывшие работники завода, уставшие ждать этих денег, готовят документы в суд, для скорейшего получения причитающихся им сумм. Кстати, работники утверждают, что завод им должен 524 тысячи рублей.
За десять месяцев работы конкурсного управляющего кредиторская задолженность еще не выплачивалась. Пока идут лишь внеочередные платежи. В том числе и текущие расходы: содержание самого конкурсного управляющего, ликвидационной комиссии, сторожей, подсобных рабочих, коммунальные платежи и т.д. По словам Сергеева, в месяц на это тратиться около 40 тысяч рублей. Правда, сперва Сергеев называл другую сумму ежемесячных расходов – 300 тысяч. В то же время, выходных пособий, которые также относятся к внеочередным платежам, выплачено лишь на 725 тысяч рублей из необходимого к выплате миллиона.
В октябре прошлого года перед введением на КПД внешнего наблюдения совет директоров завода решил передать часть имущества предприятия (на 7 миллионов рублей) фирме «Пермсеввтормет», арендующей часть административного здания. Имущество КПД было передано этой фирме в декабре, когда Сергеев уже был временным управляющим. «Пермсеввтормет» расплатился векселем с отсрочкой платежа... на пять лет. То есть когда завод будет ликвидирован, возвращать эти миллионы будет уже некому. Бывший директор завода Виктор Коровин сказал, что эта сделка была нужна для поддержания завода хотя бы в минимальном рабочем состоянии. Так как, по словам Коровина, за это «вторметовцы» платили по долгам КПД «Пермэнерго».

Березники бездомные
Для подобных историй гибели заводов давно уже придумано стандартное объяснение. Это объяснение навязло на зубах настолько (как и, например, вечное «Недостаточное финансирование), что можно чуть ли не дословно предугадать, как оно будет звучать для широких масс: «Продукция предприятия оказалась невостребованной рынком». А в Березниках не хватает жилья и давным-давно ведутся речи о возобновлении жилищного строительства.
Но на месте березниковского завода крупнопанельного домостроения – лишь холодные стены и проржавелое оборудование.
Антон ХУДОЖИТКОВ

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс