Референдум? Ну и... плебисцит с ним

Референдум? Ну и... плебисцит с нимСегодня истёк срок проверки подлинности подписных листов, собранных «инициативной группой за проведение референдума в г.Березники» (в просторечии – «группа Токарева). Вчера территориальная комиссия по референдуму провела открытое заседание и завершила работу по оценке подлинности подписей. Судя по всему – несмотря на возражение березниковской прокуратуры и обращение в суд – референдум в Березниках состоится. Ну и... плебисцит с ним.

Спикер Городской думы Галина Шамсина на одном из парламентских заседаний, где обсуждалась вся затея, сказала: «Собрались несколько семейных пар и решили провести референдум». Инициативная группа действительно состоит из семейных пар (включая самого Алексея Токарева с супругой) и примкнувших к ним знакомых Токарева. Всего десять человек. Необходимый по закону минимум.
Здесь следует заметить, что в парламентских дебатах негативное отношение к затее всенародного голосования высказали практически все городские депутаты. Включая даже прямодушного соратника Токарева по предвыборной кампании Игоря Неверова. Однако позднее, в открытом письме через газеты Алексей Токарев вызвал на публичную дискуссию именно Галину Шамсину. Персонально.
Здесь опять же следует заметить, что годы совместной работы Токарева и Шамсиной в Городской думе наглядно продемонстрировали – юридической казуистикой и политическим красноречием Токарев Шамсину однозначно превосходит. Однако – это нужно иметь в виду – когда депутаты тайным голосованием избирали себе спикера, между Токаревым и Шамсиной они предпочли Шамсину. Так что в данном случае могло иметь место и банальное желание свести счёты с заведомо менее искушенным оппонентом... Хотя... Когда, помнится, против решения Городской думы взбунтовались уличные торговцы не Токарев пошёл спорить с возбужденной толпой, а Шамсина.
С прокурором или другими противниками референдума Токарев дискутировать не стал. Впрочем, и плебисцит с ним.
Судя по агитационным листкам, при помощи которых «инициаторы» убеждали березниковцев подписаться за проведение референдума, нам предлагается ответить на четыре вопроса.
1. Вы за то, чтобы запретить в г.Березники принимать решение о повышении размера квартирной платы без предварительного улучшения качества обслуживания жилья и до повышения минимального размера оплаты труда (пенсий)?
2. Вы за то, чтобы до 1 марта 2002 года в Устав города было внесено дополнение, которое усилит ответственность главы местного самоуправления города Березники перед избирателями за выполнение своих предвыборных обещаний:
- обязательый ежегодный публичный отчет главы местного самоуправления перед избирателями о выполнении своих предвыборных обещаний?
3. Вы за то, чтобы до 1 марта 2002 года в Устав города были внесены дополнения, которые усилят ответственность депутатов перед избирателями за выполнение своих предвыборных обещаний:
- обязательный ежегодный публичный отчёт депутатов городской Думы о выполнении своих предвыборных обещаний?
- обязательное поименное голосование депутатов по всем вопросам, за исключением отнесённых Уставом к тайному голосованию?
4. Вы за то, что до 1 марта 2002 года в Устав города было внесено дополнение, которое дает населению города право самостоятельно путем проведения городского референдума вносить изменения в Устав города?

Обсуждать содержательную часть затеи не имеет смысла. Потому что любой здравый человек на предложенные вопросы ответит: «Да-да-да-да». Ну, еще по четвертому вопросу возможны варианты.
Словом, вопросы риторические. Более того, никаких реальных изменений в жизни Березников и березниковцев (включая и вопрос о квартплате) даже положительные ответы не дадут. Разве что появится еще один повод для политических спекуляций. Более того, народ-то хотел бы обсудить и проголосовать по другим вопросам. Вот, к примеру, что предлагали березниковцы вынести на референдум, когда «Городская газета» проводила опрос:
- Проголосовать в Березниках и Усолье за присоединение Усолья к Березникам. Решить наконец эту проблему: живу в Усолье – работаю в Березниках, население – березниковское, а земля – усольская;
- Ввести подушный налог на дополнительное содержание милиции и создать на эти деньги общественную милицию;
- Создать независимую комиссию по контролю за расходованием средств экологического фонда, чтобы «экологические» платежи предприятий расходовались на восстановление здоровья горожан;
- Ввести институт присяжных заседателей в Березниках;
- Отказаться от выборов мэра и пусть его назначает губернатор;
- Обратиться в Госдуму и предложить ввести смертную казнь наркоторговцам.

Идеи, конечно, не всегда совпадают с требованиями законодательства, но очевидно – березниковцы интересуются совсем не тем, что волнует «группу Токарева». Да и самих «инициаторов» вопросы референдума волнуют ли? Вот Алексей Иванович шесть лет был депутатом Городской думы, а публичными отчетами избирателей что-то не баловал... А один из «инициаторов» референдума Александр Пушкарёв сейчас депутатствует и клялся уйти в отставку, если до коца 2001 года не выполнит предвыборных обещаний. Осталось-то всего три месяца, но намерений выполнить клятву что-то не наблюдается.
Словом, зачем всё это?
Напрашивающийся вывод – громко шумнуть к выборам и совместить агитацию за «однозначно положительный» референдум с агитацией за себя любимого в качестве народного избранника. Фамилия «любимого», понятно не – Пушкарёв. И не Ельцов. Не Шатров. Не Неница. Если в подсознании избирателя связать «да» на вопрос референдума и имя главного инициатора, успех на выборах гарантирован на 90 процентов. Менее очевидный вариант – пугнуть затеей референдума власть имущих и выторговать у них место под солнцем... пардон, место в избирательном округе и деньги на выборы. А сам референдум и буратины, которые поверят в его действенность... Плебисцит с ними.
Но после заявления Юрия Трутнева насчет, «мягко говоря», несерьезности идеи референдума ситуация стала весьма пикантной. Уже хотя бы потому, что Токарев как глава местного СПС частенько напоминал, мол, я всегда был за Трутнева и СПС внёс решающую лепту в трутневскую победу на губернаторских выборах, за то, мол, и пострадал от местной власти, которая была за Игумнова. Теперь связка «я и губернатор» выглядит смешно. И перспективы – довольно бесперспективны.
1. Можно отказаться от идеи референдума и поставить крест на политической карьере.
2. Можно довести до конца риторический референдум, не получив никаких реальных выгод и затаиться на пять лет, до следующих выборов. Это также означает конец карьере публичного политика. Потому что бесполезно истраченный на референдум миллион березниковцы вряд ли простят «инициаторам».
3. Можно совместить идею референдума с выборами и выставить свою кандидатуру в мэры или депутаты Законодательного собрания, причем однозначно противопоставить себя позиции губернатора. Более чем вероятный проигрыш при этом также будет означать конец политической карьеры.
Судя по прессе, даже дружественно настроенной к Токареву прессе, Алексей Иванович взял тайм-аут.
И плебисцит с ним.
Андрей ЛУЧНИКОВ

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс