ЧЬИ ГОЛОВЫ ПОЛЕТЯТ?

Отставка Александра Мошкина стала свершившимся фактом и, более того, необратимым. Повторение «варианта Игумнова» (уйти, чтобы вернуться) – настолько маловероятно, что практически невероятно. Естественный вопрос, которым озабочены сейчас все «осведомленные» и близкие к ним круги, кто займет мэрское место – уже обсуждается в кулуарах и на страницах прессы. Однако следует отметить, что этот вопрос – не единственный. Потому что есть ещё один вопрос. Чьи головы полетят?
Этот, второй вопрос «березниковской революции» в настоящее время, пожалуй, играет даже более важную роль, чем вопрос о Ф.И.О. будущего мэра. Потому что в предыдущее десятилетие система власти в Березниках, персональный состав первых, вторых и третьих руководителей города, березниковской «элиты» оставался практически неизменным
Ни роспуск Советов и уход Геннадия БЕЛКИНА, ни даже громкое отстранение от должности Сергея КУШНИНА не привело к каким-либо значительным кадровым перестановкам. Если городские руководители и покидали посты, то по, скажем так, естественным причинам. На пенсию или в большой бизнес. А семь лет правления Александра МОШКИНА для березниковского истеблишмента и вовсе можно считать «золотым веком» стабильности и неизменности и, кстати, улучшение материального положения.
Ну, вылетел из числа приближенных к власти бизнесменов Сергей СЫСУЕВ. Ну, ушли на пенсию Игоря НЕВЕРОВА. Ну, Виктор ЯБУРОВ переехал в Пермь. Ну, вот сейчас уволен Владимир ПОНОМАРЁВ. Сама система оставалась стабильной и каждый чиновник мог быть уверен в незыблимости своего положения – при соблюдении, разумеется, определенных правил игры внутри системы. Самый очевидный пример: постоянная игра ОБЭП с директором ПАТП Николаем ПОПОВЦЕВЫМ в «арест-освобождение» никак не сказалась на положении Поповцева в системе.
Только в декабре прошлого года Мошкин начал вслух поговаривать о возможности «кадровой революции» и то – с оговоркой, что еще раздумывает и не уверен.
Мошкин ушел в отставку. Чиновничество впало в тревожное ожидание перемен.
На самом деле это состояние муниципальной элиты гораздо более важно для березниковского будущего, нежели достижение любых договоренностей между Большой Пятёркой, губернской властью и прочими участниками Большой Игры относительно Ф.И.О. будущего мэра. И тем более это интереснее вычисления раскладов, кто выдвинется, кто не выдвинется, у кого больше шансов на успех, у кого меньше, а у кого их совсем нет. В данный момент интереснее. Потому что от того, насколько тревожное ожидание окажется близким к панике, кто почувствует неизбежность собственной отставки при смене руководства, от этого всего зависит поведение березниковского чиновничества на будущих выборах. И сразу после них.
А от этого поведения зависят бюджетные потоки до выборов и во время выборов, агитационные ресурсы муниципальных предприятий (они не раз уже использовались с успехом), возможность элементарного саботажа решений нового мэра после выборов. В конце концов, есть вероятность того, что убедившись в неизбежности перемен и убедившись, что новый мэр в любом случае будет менять «людей Мошкина» на своих, чиновничество может преодолеть вечную апатию и уговорить кого-нибудь «из своих» побороться за мэрское кресло. Во имя стабильности положения чиновничества. И приближенных к власти кругов.
Впрочем, многое здесь будет зависеть от наличия или отсутствия у будущих (именно будущих. Выборы еще не объявлены, персональный состав участников забега пока только предварительный) претендентов на престол собственной команды, соратников и сподвижников, которые могли бы заменить ныне действующих руководителей.
Например, если у вице-мэра Игоря ПАПКОВА, кого уже назвали наиболее вероятным победителем муниципальная «Новая газета-1» и ависмовский «Металлург», если у Папкова и есть свой ближний круг, то про это просто ничего не известно. А вот у Владимира ПОНОМАРЁВА, про мэрские абмиции которого так же ходят и давно ходят слухи, очевидно нет на замену никого, зато есть большой зуб на нынешнее население «белого дома». А первый вице-мэр Александр КОКШАРОВ чью кандидатуру стали в последние дни называть некоторые источники, на роль кандидата от чиновничества подходит идеально – ему едва ли захочется кого-либо менять. А экс-банкир Алексей ТОКАРЕВ, который тоже с амбициями, состоявшейся команды не имеет, но вполне может удовлетвориться присягой на верность со стороны большинства действующих руководителей.
Впрочем, всё это пока – гадание на кофейной гуще. Другое дело – у кого в истеблишменте положение более, а у кого – менее надежно. Например, вице-мэр по социалке Вадимир ТАЛАЙКО занимает свой пост дольше всех коллег и давно вызывает недоумение в подчиненных ему структурах, вроде: а что он делает? С другой стороны, социальная сфера – настолько пикантна и сложна, что с ней никто не хочет связываться. Скорее всего, именно поэтому Талайко и считается в «белом доме» неполебимой глыбой, своего рода неизменным символом.
Вице-мэр по коммуналке Владимир ЧЕЧКИН занимается столь же пикантной и сложной сферой. С другой стороны, в коммунальной сфере сосредоточены многие финансовые потоки и многие материальные возможности, да и сфера эта уже сейчас требует радикального реформирования.
Положение вице-мэра по аппаратной работе Татьяны БЕКЕТОВОЙ можно полагать самым надёжным. По простой причине – совладать с армией мелких чиновников, предотвратить бюрократический саботаж, заставить «белый дом» функционировать и при смене власти без сотрудничества с ней – невозможно. То есть, возможно, но лишь в случае стопроцентной смены в один момент всего населения в «белом доме», вплоть до дворников и гардеробщиц. Что, согласитесь, вероятно лишь в варианте 17-го года.
Самым ненадежным является положение «финансового блока». Вице-мэр по финансам Александр МОРОЗОВ, вице-мэр по экономике Игорь ПАПКОВ, первый вице-мэр по экономике и финансам Александр КОКШАРОВ (о претензиях последних на кресло мэра пока не говорим, да?). У них сосредоточены самые реальные рычаги власти – контроль за деньгами и их распределение. Кстати, именно Морозов являлся до сих пор не самым заметным, но самым влиятельным человеком в окружении Мошкина. А Кокшаров стал первым замом именно благодаря личной преданности Мошкину (а Мошкин, напомним, ушел). Словом, на этих должностях наиболее вероятны кадровые перемены в случае того или иного развития событий.
А есть еще муниципальные управления, есть муниципальные предприятия, есть приближенный к власти средний и мелкий бизнес... Там тоже люди работают. У которых есть головы.
Посмотрим. Читайте «Городскую газету».
Андрей ЛУЧНИКОВ

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс