ПО ЗАКОНУ СООБЩАЮЩИХСЯ ТАРИФОВ

«Ависма» в очередной раз, скажем мягко, пытается решить очень серьезные, на грани кризиса проблемы. При этом «Ависма» сражается в союзе с другими отечественными гигантами цветной металлургии. При молчаливой поддержке остальных промышленников России, в том числе, например, «Уралкалия» (это само по себе показательно: «Уралкалий» считается корпоративным врагом «Ависмы», судя по газете «Металлург»). Впрочем, надежда на успех в очередной раз весьма и весьма призрачна.
Название этой проблемы на грани кризиса: очередное повышение железнодорожных тарифов. С 1 августа 2001 года. Болезненнее всего – во всяком случае, в Березниках, повышение ударило именно по «Ависме».
Суть проблемы. До 1 августа в России действовали два вида железнодорожных тарифов на грузовые перевозки – внутренние и международные (в смысле, перевозка экспортных грузов). Внутренние были низкими и, по подсчетам Министерства путей сообщения, нерентабельными. Убытки от внутренних перевозок покрывались за счет международных тарифов. В конце весны Владимир Путин распорядился унифицировать тарифы для всех видов грузоперевозок. В результате длительных согласований было принято решение снизить международные тарифы и повысить внутренние.
В среднем, новые, унифицированные тарифы выше прежних внутренних на 18 процентов. Но это – в среднем. Для различных видов грузов повышение было различным. Серьезно, например, выиграли производители удобрений – больше всего они продают на экспорт, а по сравнению с прежними новые тарифы выше лишь на 5 процентов. А производители цветного металла получили повышение на 100 процентов (предполагалось вообще на 200).
С учетом того, что после овладения «Ависмой» салдинцами большая часть продукции идет в Салду и экспортом теперь больше занимается именно Салда, то прямой ущерб «Ависме» очевиден.
Алексей Чикменев, начальник транспортного отдела АО «Ависма»: «МПС несправедливо поступило по отношению к цветной металлургии. Для нашего предприятия объемы отгрузок для внутреннего рынка, в том числе в Салду на 40 процентов выше экспортных объемов. Дело в том, что железная дорога работает только по предоплате. Но мы не работаем с потребителем по предоплате и получаем деньги с задержкой. Кроме самого тарифа, мы еще платим и страховку, размер которой зависит от тарифа. Всё это создает неблагоприятные для нас условия. И внутренние резервы, можно сказать, практически исчерпаны».
Если же учесть, что «Ависма» лишилась льгот по энерготарифам, то положение выглядит и вовсе аховым.
Следует заметить, что хотя другие промышленники о новых тарифах отзываются более сдержанно, но МПС для всех наших производителей – супостат общий.
Светлана Парачук, начальник отдела экспедирования АО «Уралкалий»: «При перевозках на расстояние свыше 4000 километров полагается скидка на 20 процентов. Страная политика, если учесть, что сельские потребители (калийных удобрений – Ред.) расположены на гораздо более близком расстоянии. Взять хотя бы среднюю полосу».
Андрей Белоконь, начальник транспортного отдела АО «Азот»: «Весной мы договорились с МПС о скидках по грузоперевозкам в период речной навигации (когда есть конкуренция с речным транспортом – Ред.). Но лето уже заканчивается, а тарифы утвердили совсем недавно, на август, сентябрь и октябрь. Поздновато как-то».
Словом, недовольны железнодорожниками все. А «Ависма» недовольна на 100 процентов. В июле гиганты цветной металлургии направили письмо премьеру Касьянову. Ответ пока не поступал. Кстати, когда новые тарифы еще обсуждались командиры цветной металлургии и их лобби в федеральном парламенте уже писали письма. Путину. Чтобы не допустить повышения тарифов на 200 процентов. Не допустили. Но сейчас решение принято и тарифы утверждены. Поэтому надежды на новое послабление практически нет. Тяжело сейчас «Ависме». Тем более под салдинской пятой. Тем более, что рост тарифов означает рост цен на продукцию. В условиях острой конкурентной борьбы на титаново-магниевом рынке.
Впрочем, и для обывателя рост тарифов на внутренние перевозки означает неизбежный рост цен на отечественную продукцию (прикиньте, например, сколько березниковских средних и мелких предприятий закупают и перевозят продукцию в России. Например, муниципальный хлебозавод частенько покупает муку в Оренбуржье). А есть и еще один аспект – ходят разговоры, что для компенсации убытков от снижения экспортных тарифов правительство разрешит МПС самостоятельно регулировать стоимость проезда в пассажирских поездах. Что будет с ценой билетов в этом случае – понятно. Закон сообщающихся тарифов.
Андрей ЛУЧНИКОВ
Алёна КОЗЫРЕВА

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс