...но война была

...но война была

Если б не было войны... Если б не было войны, Алеша мог по- прежнему франтовато носить свой черный омоновский берет и с радостью ходить на работу. Он мечтал стать супер-героем, быть таким же непобедимым, как Вандам. Мальчишкой Леха занимался кикбоксингом и без устали молотил кулаками по избитой груше, обижаясь, когда слышал за спиной: «Здорово девчонка работает!».

Длинные кудряшки и огромные серые глаза придавали Лехе сходство с хорошенькой девочкой, мешали выглядеть суровым бойцом. Он хотел стать победителем и стал им: обыгрывал сверстников на соревнованиях, опережал однополчан в армии, легко сдавал нормативы в школе милиции. Тамара Юрьевна хранит многочисленные грамоты сына, благодарственные письма, орден Мужества, присвоенный посмертно. Только зачем они ей теперь, когда нет ее мальчика?

Если б не было войны, Алексей и Наташа могли прошлым летом пожениться. Они уже назначили день свадьбы и вместе придумывали фасон свадебного платья. Алеша представлял свою невесту в длинном облегающем платье с открытыми плечами, чтобы все в изумлении замирали. Прохожие всегда оборачивались им вслед: какая пара! Знакомые удивлялись: надо же, восемь лет вместе, а все смотрят друг на друга с обожанием! Они очень любили друг друга.

Если б не было войны, он построил бы дом. Алеша мог сделать его уютным и гостеприимным. На подоконнике красовался бы знаменитый кактус, прозванный «ковбойским». Развалившись на диване, мурлыкал бы огромный рыжий кот, которому из- за четкой буквы «М» на лбу Алеша дал имя Мик. В гости к Рыжиковым могли бы приходить друзья. Алеша умел быть душой компании, и когда - то в Гремячинске он вел дискотеку, на которую девчонки бегали поймать улыбку симпатичного ди-джея, дождаться его приглашения на танец. Ребята завидовали, но понимали, что Леха- лучший из них. А на стене школы, в которой они все тогда учились, после гибели Алеши появилась надпись «Леха, мы с тобой!».

Если б не было войны, в их семье родились бы дети. Алеша мог научить своего, не успевшего появиться на свет сына, никогда не жаловаться на разбитые коленки и всегда самому разбираться со своими обидчиками, выясняя отношения без кулаков, как умел это делать сам. Вместе они совершали бы пробежки по утрам и пускали кораблики в весенних ручейках. Он водил бы неумелой рукой малыша, показывая, как рисовать смешные рожицы, которыми когда- то сам украшал письма из армии.

А вечерами, расстелив на полу огромную карту самодельной игры, большая дружная семья могла бы хохотать друг над другом, когда кому–нибудь из них выпадало то прокукарекать под столом, то расплачиваться ирисками. Так любили играть Алексей с Наташей, и потом он жалостливым голосом просил вернуть хотя бы одну конфетку или в утешение купить любимый «Сникерс».

Однажды подросшие дети спросили бы о том, как познакомились их такие молодые и красивые родители. Улыбаясь своим воспоминаниям, Алеша стал бы рассказывать, что еще в училище заметил тоненькую девушку с длинными, до пояса, волосами и веселой родинкой на щеке. А познакомились они в больнице, когда оба одновременно заболели, и доктор назначал прием в одно и то же время. Тогда он прямо сказал, что больше никуда Наташу от себя не отпустит, и будут они жить вместе долго- долго, делить горе и радости, пока смерть не разлучит их.

Тогда Наташа посмеялась над словами своего скорого на решения поклонника, но вскоре ей пришлось доказывать его покинутым подружкам, что только она любит своего Малыша по- настоящему, собирается ждать из армии и жить с ним, пока смерть не разлучит. Кто знал, что это случится так скоро?

Если б не было войны, Алеша всегда оставался бы преданным сыном, который каждые выходные ездит навещать свою маму. Только ей он был обязан жизнью. Не смотря на вывод врачей, что спасти новорожденного мальчика, простудившегося сразу после рождения, уже невозможно, не сдаваясь даже тогда, когда подбородок малыша покрылся синевой, она боролась за каждый его вздох, каждое мгновение жизни. Уткнувшись лицом в мамины ладони, Алеша, как и прежде, мог бы рассказывать ей обо всем, что его тревожит. Он знал, что она всегда сумеет его понять, подскажет, как быть. И младший братишка смотрел бы на него все с такой же влюбленностью в глазах, стараясь быть похожим и непременным платочком в кармане, и модной стрижкой.

Если б не было войны... Но война была, и Алеша ехал в Чечню, зная, что война всегда идет в ногу со смертью. Он не хотел отставать от ребят, уже понюхавших пороху, и был уверен, что сможет быть хорошим солдатом, прикрыть друзей своей спиной, когда будет плохо.

Он мог бы отказаться от этой командировки, но рвался туда. Он мог бы работать слесарем или пожарником, но выбрал ОМОН. Он мог бы не покидать Гремячинска или остаться после армии жить в Ленинграде, но приехал в Березники. Он мог бы прожить длинную яркую жизнь, но помешала война.

О гибели сына Татьяна Юрьевна услышала по телевизору. В списке пермских омоновцев, рядом с цифрой «пять», обведенной тревожным кружком, она прочла родную фамилию. Сердце заныло, но надежда, что это не ее мальчик, оставалась. Когда подняли крышку гроба, у Тамары Юрьевны и Наташи разом вырвался вздох облегчения. Это не он. Но это был их мальчик, их Малыш. Только солнечную улыбку навсегда погасила война.

Ольга ПОЛОВНИКОВА

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс