Будьте так добры! - Нет, не буду!

Заместитель главврача без промедления подписал заявление больного: «Прошу дать ознакомиться с историей болезни». Однако для работников архива такая резолюция показалась недостаточной, и они направили пациента к другому заму главврача, который поставил аналогичную визу: «Прошу дать ознакомиться с историей болезни в стенах архива». Но и это распоряжение оказалось неубедительным – на этом же заявлении больного появилась третья запись уже самого работника больничного архива – «Больным на руки истории болезни не выдаются».

К сожалению, подобные нелепые истории – не редкость в наших больницах. По наблюдению правозащитников, на просьбу пациентов ознакомиться со своей историей болезни, первичные отказы встречались в 100% случаев. Особенно сложно обстоят дела в тех случаях, когда больной намерен предъявить иск к данному медицинскому учреждению. Заполучить историю болезни без вмешательства сверхъестественных сил просто нереально.

Между тем, данная проблема решается довольно просто и без особых затрат нервной энергии. Пишется официальный запрос на имя главного врача, в котором излагаются требования пациента. Запрос вручается либо через секретаря учреждения, либо отправляется по почте, с уведомлением о вручении. Согласно действующему законодательству, администрация обязана в течение 1 месяца направить ЛЮБОЙ письменный ответ заявителю. Если такого не происходит, либо ответ противоречит закону, пишется заявление в прокуратуру, или в суд.

По закону, медицинская документация должна предоставляться для ознакомления в подлиннике, но выносить из медучреждения можно только копии.

Из собственной практики могу сказать, что особенно медицинских работников возмущает право пациента получать консультации по своей истории болезни у других специалистов. Обычно медики высказываются в этой связи таким образом: «Мало ли что может наговорить моему пациенту неизвестно какой другой врач».

Между тем, я глубоко убежден, что когда врач не сомневается в своей профессиональной компетенции, ему нечего бояться. Даже если его больной советуется с другими врачами. И еще одно, проверенное практикой правило – если ты сам не высказываешь ложных оценок в адрес своих коллег, то тебе их также нечего бояться.

Во всем мире давно уже стало нормой медицинской практики получение пациентами, так называемого «третьего мнения». Например, перед ответственной операцией больной обязательно советуется с разными специалистами, и только после этого сам принимает окончательное решение.

Исчерпывающее толкование права пациента на информацию о медицинской помощи и состоянии здоровья содержится в статье 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Анализ вопроса о праве больного на медицинскую информацию был бы неполным без освещения права граждан на сохранение конфиденциальности такой информации, или, проще говоря, о врачебной тайне. Данная норма разъясняется в статье 61 «Основ законодательства ...».

Из статьи вытекают следующие важные правила:
- к врачебной тайне относятся не только данные о диагнозе и лечении, но и сведения о ФАКТЕ обращения за медицинской помощью;
- носителем врачебной тайны является не только лечащий врач, но и другие лица, которым такая информация стала известна. Например, медсестра, работники администрации больницы, студенты на практике и т.д.;
- с согласия пациента разрешается передача медицинской информации любому гражданину, например, его родственнику.

Евгений КОЗЬМИНЫХ, директор Пермского медицинского правозащитного центра.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс