Это надо живым

22 июня объявлен днем памяти всех, чьи жизни унесла война. День памяти и скорби. Помнить о них надо не только матери, пережившей свою кровиночку, не только вдове или ребенку, появившемуся на свет после смерти отца. Это надо всем нам, живущим в Березниках. Ведь с кем- то из погибших ребят мы сидели за одной партой, с кем- то жили в одном подъезде, в кого- то влюблялись, кто-то был нашими отцами, дедами. Мы оставим на их могилах цветы, а они будут знать, что не забыты, что кладбище, названное «омоновским», не зарастет травой. Сейчас там заканчивается работа по реконструкции.

Исчезли старые заржавевшие памятники, и на их месте встали новые мраморные плиты. С увеличенных портретов на черном граните смотрят парни в военной форме. Вместо залежалых венков на могилах пестреют маргаритки и анютины глазки, а вокруг стелется кайма с пробивающейся травкой. Вся территория омоновского кладбища выложена тротуарной плиткой.

Только на могиле Виталия Кириллова, погибшего 30 августа 2000 года, по-прежнему стоит деревянный крест. Говорят, что родственники поздно подали его документы в военкомат, или просто бумаги пролежали без подписи у военкома Зуева, но эта могила выпадает из общей картины, и Виталий словно остался обделенным вниманием и отдаленным от друзей. Хотя Жанна Емарова, директор фирмы, занимающейся работами по благоустройству и демонтажу захоронений, утверждает, что они были готовы привести могилу в порядок и без документации, но услышали отказ, а так же заявление, что изготовление памятника уже поручено другой частной фирме. Но пока крест.

Выполнение заказа поручено Березниковскому отделению Пермского филиала военной мемориальной компании и оплачивается УВД города. Еще в декабре в Перми создавались проекты памятных плит, которые потом рассматривались родственниками погибших ребят и начальником отряда ОМОН. После окончательного выбора проект утверждался начальником УВД Анатолием Муфелем, и началась работа по изготовлению надгробий.

На кладбище же все работы начались 6 июня. Рабочие, которые устанавливали памятники на могилах ветеранов отечественной войны и солдат, павших в Афганистане, казалось бы, должны были привыкнуть к своим печальным обязанностям. Но они были поражены, насколько много народу приходило на могилы к ребятам. Каждый камешек здесь ложился на землю, политую слезами. Больно было смотреть на горе родственников парней, слышать воспоминания о их жизни от друзей в омоновской форме.

Но для работы частые посещения кладбища создавали массу трудностей: то кто- то пройдет по не застывшему цементу, то опрокинут не установленный памятник. Были случаи, когда родственники выражали недовольство тем, что согласно проекту, местоположение некоторых могил слегка изменилось. Поэтому на время работ могилы омоновцев были обнесены забором, за который никого не пускали, а по ночам нес дежурство отряд ОМОН.

Была идея огородить территорию кладбища цепью, какая протянута вокруг захоронения пожарников. Но ее отвергли. Мало кто из горожан, проходящих мимо, не остановится, не всмотрится в фотографии ребят, словно горе матерей сопровождается сочувствием совсем чужих людей.

Жанна Емарова поделилась планами поставить рядом с могилами мемориал, чтобы взметнувшаяся ввысь стелла была видна издалека и напоминала горожанам о горе, постигшем город полтора года назад. Но пока ее предложение никем не услышано, не поддержано.

А может, действительно, облака, плывущие в небе, - это наши ребята, покинувшие землю. Смотрят они сверху на то, как мы суетимся вокруг их имен, и думают, что им- то уже ничего не надо: ни орденов, присвоенных посмертно, ни почестей, ни славы. Им бы жить, нашим мальчикам, погибшим на чеченской войне в свои 20-30 лет.

Ольга ПОЛОВНИКОВА

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс