Символическое значительно

Текст: Андрей Мальцев

В русском языке, чаще всего в повседневном разговоре у слова «символический» имеется значение – маловажных, второстепенный, призрачный и, даже, ничтожный.Отсюда, наверное, в русскоязычной интеллектуальной среде довольно превратное понимание таких терминов как «символический мир», «символический универсум», «символический капитал» и так далее.

Реальность, стоящую за этими терминами, начинают описывать как ничтожную, второстепенную, призрачную и, даже, порочную и лживую в конце концов [уж без морализаторства российский интеллектуал никак не может].

И не обращают внимание, что символический универсум – это мир состоящий из символов и что символы окружают нас со всех сторон и мы не можем существовать в обществе без символов [а без общества мы вообще существовать не можем]. И, в конце концов, язык – это тоже символическая система. И мир обволакивающий нас со всех сторон – мир наполненный смыслами – это мир символов в первую очередь. И любая материальная реальность для нас значима только тогда, когда она включается в наш символический мир. И наша практика зависима от мира символического – мы что-то делаем только тогда, когда видим в чем-то смысл, а смысл для нас не может существовать без символов, на уровне интеракций, по крайней мере.

Мир символов – это реальность, реальность которая дана нам в ощущениях, которая трансформирует наше тело, которая заставляет нас действовать, искать, бороться и так далее.

Китайская девочка, которой уродуют ступни ног – это подчинение тела символическому порядку. То же самое можно сказать и о современных женщинах, которые коверкают свое ради того, чтобы успешно войти в мир символического. Мужчина наращивающий и демонстрирующий мускулы – тоже борется за обладание символами – символами силы, здоровья, молодости и прочего. Забота о новом автомобиле или новом гаджете – это забота о соответствии символическому порядку. Примеров можно привести множество, бесконечное множество. Труднее найти примеры, которые бы указывали на что-то несводимое к миру символического.

Нет одного символического мира. Существует множество символических миров. Другое дело, что часто мы НАШ символический порядок принимаем за естественный порядок, существующий от сотворения мира, или соответствующий природе человека, или законам божьим, или законам развития общества и далее по списку – есть множество способов обоснования легитимности того или иного символического порядка вплоть до психотерапевтического теоретизирования, но сами эти обоснования тоже есть часть мира символического.

Растворяясь в повседневном мы часто символическое окружение принимаем за что-то само собой разумеющееся – за доксу [если говорить феноменологическим языком]. Столкновение с другими символическими мирами может вызвать удивление, растерянность и даже шок. И другие символические миры будут казаться нам неправильными. И тогда может возникнуть заблуждение, что НАШ порядок – это настоящая реальность, а ИХ порядок – это призрачность, и возникает противопоставление, вплоть до идиотского использования слова «символический» в значении второсортности, второстепенности, ничтожности для других символических миров.

Но наш мир – это тоже символический мир, ничем не отличающийся от других миров какими бы странными они для нас не казались.

В истории человечества нельзя обнаружить людей без символического мира рядом.

И традиционное и современное общество легко описываются в терминах символического, будь это статусные игры сословного социума или престижное потребление пришедшее к нам из глубины архаических отношений. Различия современного и традиционного обществ – это различия в отношении к знаку и символу, но это другая большая тема. Но, в любом случае, инстанция символического играет огромную, если не первостепенную роль в обществе.

Иногда гибель символического мира приводит к физической гибели людей – как, например, в Полинезии, где разрушение символического порядка [который был переполнен предрассудками и мифами с точки зрения европейцев] привело к вымиранию целых туземных народностей – люди не могли жить без СВОИХ символических установлений [пускай отсталых и никчемных с точки зрения цивилизаторов и прогрессистов].

Символический мир данный нам с детства в ощущениях – это НАШ мир и уничтожить его иногда можно только вместе с нами.

Предположим вы – вполне современный образованный и просвещенный человек каким-то чудом встретились с европейцем из тьмы XIV века. И этот предок нынешних жителей Франции или Германии будет убеждать вас, что ведьмы существуют. И без сомнения, он будет полностью уверен в правдивости своих слов. И любой детектор лжи подтвердит это. Он даже расскажет вам, что сам видел ведьм, и это будет искрений и правдивый рассказ. А вас он обвинит во лжи, если вы начнете утверждать, что ведьм никогда не было и нет. Потому, что в том символическом универсуме, где жил человек XIV века ведьмы существовали. И для него говорить о существовании ведьм будет легко и просто – только правда, никакой лживости.

А в современном символическом мире считается, что ведьмы – это фантазм и предрассудки. И так получается, что разговаривать между собой будут не современный человек с человеком из Средневековья, а два символических порядка с различными представлениями о ведьмах.

Но, дело в том, что как бы Вы не пытались убедить его, что ведьмам нет места на белом свете, что это мифологический дурман от которого необходимо как можно скорее отказаться, какие бы доводы вы не приводили в пользу вашего отрицания существования ведьм, в любом случае тот человек из позднего Средневековья вам не поверит, вас не поймет и не захочет избавляться от впитанных с молоком матери суеверий. Спасти от предрассудков этого погрязшего в невежестве человека можно только вместе с уничтожением того символического универсума к которому он принадлежит. Но, вместе с этим символическим порядком вам придется уничтожить и самого носителя заблуждений, который всем своим телом интегрирован в данный ему символический порядок. Другого не дано.

Да и современный мир не без оснований описывают как мир симулякров [несмотря на весь просвещенческий и модернистский экстаз], но это другая тема.

Как-то так, если очень и очень коротко получается.

Можно искать что-то за границами мира символического – нечто подлинное – “переживания внутреннего мира” или экзистенцию, стихию жизни или материю в конце концов и тому подобное. Но, существовать мы будем все равно в мире символов, который плотной стеной стоит вокруг нас.


Автор – березниковский и пермский историк
Опубликовано: страница автора
в Facebook
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


мнения

  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Как можно полагать, что мы перешли в новое тысячелетие, когда на Земле есть страна, в которой сто миллионов взрослых людей пятнадцать лет терпят власть вульгарных бандитов?
  • Это - последний постфактум, написанный Вашим корреспондентом в 2015 году. Не последний вообще, а последний в 2015 году
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса
  • Александр Невзоров о том, что изъятие Крыма у Украины – это мародёрство. В том, что что-то забирают у мёртвых и умирающих нет ничего плохого. Но раненые иногда выздоравливают….
  • Убийства бизнесменом Георгадзе чиновников в подмосковном Красногорске не являются ни криминальной разборкой, ни бытовухой. На самом деле, это теракт.

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса