Березники были с Шукшиным и делали пирамидон

Репертуар Березниковского драматического театра пополнился новой замечательной постановкой по рассказам Василия Шукшина. Состоялась премьера спектакля «Приезжие». Поставил спектакль по собственной инсценировке уже знакомый березниковским зрителям по спектаклям «Варшавская мелодия» и «День свадьбы» режиссёр Семён Лосев, ученик знаменитого Георгия Товстоногова..

Справедливости ради надо упомянуть, что на берез-никовской сцене лосевскую постановку повторила режиссёр Лариса Гурьянова (г. Старый Оскол), сохранив дух и рисунок мастера. Скажем сразу - на лосевские спектакли публика идёт с удовольствием, так что уже одно имя режиссёра стало для театралов своеобразным «знаком качества».

И нынешняя премьера не обманула ожиданий, одарив многоцветием прекрасных актёрских работ, наслаждением очередной встречи с магией русского психологического театра и, главное, вызвав живой отклик не только в умах зрителей, но и в их сердцах.

Казалось бы, что нам Шукшин? Несмотря на то, что по историческим меркам не так уж много прошло лет после его ухода, реалии российской жизни изменились так кардинально, что шукшинские «чудики» кажутся не более современными, чем какие-нибудь средневековые менестрели. Однако душа человеческая не меняется, и мы так же притихаем перед горем матери, потерявшей сына, сопереживаем молодой бескорыстной горячности и смеёмся над бестолковыми прожектёрами.

Удивительным образом в рассказах Шукшина нет отрицательных героев, каждый вызывает сочувствие своей правдой, устремлённостью к светлому, пусть даже его «чудики» то и дело попадают в нелепые трагикомические ситуации.

Начинается представление с проникновенной песни на стихи Николая Рубцова «Тихая моя родина», сразу вводящей в ностальгическое настроение. Деревенский плетень, калина красная - знаковая для шукшинского мира вещь, лавочка под деревом... Декорации в спектакле скупы, главное внимание устремлено на внутренний мир героев. Художник спектакля Татьяна Сопина (г. Старый Оскол) ненавязчиво и органично создаёт обрамление действия, оперируя, в основном, акцентами.

Актёры, кстати, играют в спектакле практически без грима. И вот уже по-шукшински задумчиво щурится играющий автора актёр Андрей Кирпищиков, а окликнувшей его по ходу действия молодой актрисе Софье Демидовой вовсе не нужен седой парик, чтобы показать, что её персонаж -пожилая женщина.

«Приезжие» - большой, можно сказать, многосюжетный и многофигурный спектакль, в котором занята почти вся актёрская труппа. В основу спектакля легли пять рассказов: «На кладбище», «Классный водитель», «Стёпка», «Брат мой» и «Штрихи к портрету». В каждом - свои герои и своя интрига. Не знающему творчества Шукшина немудрено и заплутать, поэтому при переходе к инсценировке очередного рассказа высвечивается одна из деревянных вывесок, висящих по бокам сцены.

В инсценировке рассказа «Классный водитель» шофёр Пашка Холманский (его играет актёр Дмитрий Поддубный) ищет свой идеал женщины со всем пылом и смешной непосредственностью, действуя напрямик и напролом. Он не унывает и не лезет за словом в карман: «Сделаем некоторый пирамидон, как говорят французы!». Но поняв, что любви его не суждено сбыться и его действия ранят любимую девушку, тут же исправляет ситуацию, не тратя времени на раздумья и сожаления, не беря в расчёт свои интересы.

В спектакле звучит узнаваемый голос и самого Василия Макаровича Шукшина, читающего свои рассказы. И это вносит особую ноту в атмосферу происходящего на сцене. Инсценировка рассказа «Стёпка» начинается с описания деревенской весны, и понятны становятся мотивы главного героя - незадачливого заключённого, деревенского парня, сбежавшего из зоны за два месяца до освобождения и устроившего родным праздник.

Здесь подобрался замечательный актёрский ансамбль, который заставляет зрителей позабыть обо всём и полностью погрузиться в переживания героев: Денис Ярыгин (Стёпка), Татьяна Кожевникова (мать), Вячеслав Беляков-Нестеров (Ермолай), Надия Ахунова (немая Верка), Марина Спирина (Нюрка), Николай Волхонский (завклубом) и другие.

На размышления о месте человека на земле, ответственности за свои поступки наводит рассказ «Брат мой». Двух братьев, таких непохожих внешне и внутренне, но любящих друг друга, играют Алексей Корсуков (Сенька) и Василий Гусев (Иван). Оба непроизвольно меряются благородством, уступая друг другу в отношениях с девушкой, но на самом-то деле жертвует только один из двоих.

Вникаешь в суть поступков и слов младшего брата Сени и понимаешь, что имел в виду Шукшин, написавший: «Когда говорят о сельском интеллигенте, сразу возникает представление об учителе, враче, агрономе, вплоть до бухгалтера. По-моему, это узковато. Мне бы хотелось подвести под это понятие - интеллигент -крестьянина, мужика. Он, может быть, далёк от всяких там течений и споров в искусстве, не умеет длинно и гладко говорить, но, тем не менее, он есть истинный интеллигент. Его отличает глубочайшая порядочность, уважаемая и охраняемая всем селом... ».

Грусть от этой истории сменяется гомерическим хохотом в рассказе «Штрихи к портрету»: Илья Третяк в роли Князева просто выносит зрителям мозг, бесконечно рассказывая свои «мысли об устройстве государства». Так что, к финалу в зале стоит хохот только от упоминания слов «государство» и «смысл жизни», но финиширует спектакль всё-таки на задумчивой ноте. Человек-то ведь только хорошего хотел, за что же мы так его?

«Кто ты в этой жизни - здешний или приезжий?» - к этому вопросу самому себе подспудно подводят зрителя эти шукшинские истории. Не только ответ, но и сам вопрос - из тех, что помогает правильному формированию души. Напоминает, что в жизни главное, а что -второстепенное.


Автор – журналист, лауреат Премии Андрея Лучникова
Опубликовано: корпоративная газета «Ависмы» «Металлург»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский драматический театр