Пожизненный контракт с Березниками

«Наверное, 99 процентов провинциальных театров в России сейчас будут завидовать Березникам», – так оптимистично начал свою пресс-конференцию новый художественный руководитель Березниковского драмтеатра, он же директор Денис Кожевников. Справедливости ради надо отметить, что грядущую зависть других театров новый худрук связывает не столько со своей персоной, сколько с позицией городской власти:

– Потому что случилась весьма редкая вещь: по инициативе власти появилось довольно серьезное и твердое намерение, чтобы в Березниках театр начал свою новую историю на новом витке развития. Не по инициативе общественности, не по инициативе театра, хотя, я думаю, они были. Власть захотела, чтобы театр стал, скажем так, градообразующим культурным учреждением, чтобы театр был конкурентоспособен на театральном рынке, я имею в виду фестивали, оценки критиков и так далее. Это очень редкий случай в России, чтобы такое случилось о воле администрации. Эта воля уже выразилась в конкретных делах. В первую очередь, бюджет театра увеличен на 12 миллионов рублей. Это вдвое больше по сравнению с бюджетом 2011 года. Большая часть этих средств будет направлена на заработную плату, в том числе приглашенных артистов. Кроме того, в театре появятся еще некоторые структуры. Часть денег пойдет на новые постановки. Есть договоренность, что для муниципального учреждения «Культурно-деловой центр» найдут другое помещение, в здании останутся только театр и школатеатр балета. После реконструкции на освободившихся площадях откроется малая (камерная) сцена.

ПЕРЕМЕНЫ, НО БЕЗ РЕВОЛЮЦИИ
– О каких новых структурах в театре идет речь?
– Это служба менеджмента. Мы очень надеемся, что у театра появятся друзья, впоследствии появится попечительский совет. Надеемся на понимание, что дело, которое мы делаем, не только наше, оно связано с судьбой жителей Березников. И та служба, которая появится, призвана осуществить связь между театром и всеми структурами города, системой образования, СМИ, предприятиями, которые могли бы поддерживать нас какими- то финансовыми кампаниями и так далее. Хочется, чтобы театр действительно стал центром жизни в городе, духовной, культурной.

С 1 февраля мы ожидаем приезда специалистов из Томска, опытных в театральном деле людей. Начальником службы маркетинга и менеджмента приглашена Руслана Виноградова, а ее муж Александр Виноградов – начальником службы инженерно-технической поддержки творческого процесса. Помимо основной деятельности, связанной с созданием спектаклей, есть масса другой работы, связанной с реконструкцией малого зала, основной сцены, фойе, внешнего облика театра, рекламы и другим. Пусть это пока что мечта, но мечтания когда-то становятся реальностью. Мечтаем, чтобы здесь со временем появилась еще и фестивальная площадка, чтобы у Березников был хотя бы один свой театральный фестиваль. Это тоже потребует обеспечения каких-то определенных технических, архитектурных условий. Двух сцен тогда будет мало, но может быть использовано пространство фойе. Есть вопросы с размещением цехов.

Структура, которая есть в театре, удовлетворяла, пока мы играли спектакли по субботам-воскресеньям. Но очень хочется уже к следующему сезону выйти хотя бы на пять дней в неделю, чтобы человек в любой вечер мог пойти в театр. А дальше мы мечтаем о том, чтобы этот человек, придя в театр, не обнаружил свободных билетов. Во всяком случае, такая задача перед службой менеджмента стоит.

– Поменяется ли состав сотрудников?
– Нет никакой необходимости устраивать революцию в театре. Люди, которые работают сейчас, уже доказали свою беззаветную преданность театру достаточно длительным периодом нелегкой жизни, когда они работали много, а получали очень мало. В процессе работы над спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» и сейчас я к этим людям очень внимательно присматривался. И я вижу, это другой вопрос, что при изменении требований и масштабов задач им придется чему-то учиться. Но есть такая вещь, как опыт, и есть такая вещь, как желание.

Театр – такая интересная структура, где желание всегда важнее. А опыт придет. Есть планы набрать вузовский курс при театре, потому что актеры после окончания музыкального училища уезжают из Березников, чтобы получить высшее театральное образование, и назад не возвращаются. Есть и такая форма – обучение при театре. Была еще идея открыть театральную школу для 10–11 классов. У нас небольшие конкурсы при поступлении на актерскую специальность в музыкальном училище, особенно среди мальчиков. А вот если этим заниматься целенаправленно, может быть, можно будет обнаружить больше талантов на пермской земле. Тут ведь, кроме Березников, рядом есть Соликамск, Яйва, Александровск…

Сейчас в труппе 13 штатных артистов, но, кроме того, по трудовому договору до окончания сезона работают 5–6 студентов музыкального училища. Дальше, думаю, будем продлять договор с теми, кто выпустится, брать их уже как подготовленных артистов в штат. А с теми, кто будет продолжать обучение, будем заключать договор на новый сезон. Кроме того, ведется работа и по привлечению артистов. Ждем выпускницу Красноярского института театра и музыки, ведем переговоры с семейной парой артистов из Рыбинского театра. Их предварительное согласие получено. Нам действительно городская администрация создает условия для того, чтобы мы предлагали способным артистам и зарплаты, и жилищные условия.

ГЛАВНОГО РЕЖИССЁРА НЕ БУДЕТ
– Наверно, это очень много времени займет – все то, что вы описали. У вас на какой срок контракт заключен?
– У меня контракт бессрочный. Пожизненный. Если я не захочу, меня отсюда вынесут вперед ногами. Так что не переживайте…

Есть большая разница между главным режиссером, который является все-таки подчиненным лицом, и художественным руководителем, который является первым лицом в театре. Я художественный руководитель-директор. Главного режиссера в театре сейчас нет. И в ближайшее время не будет. Если мы в масштабах своих вырастем до уровня, так сказать, пермского «Театра-Театра», я имею в виду по численности труппы, тогда можно думать о том, нужен или не нужен главреж. Но сейчас надо задать вектор развития, сформировать команду.

Это не значит только пригласить кого-то, а надо сработаться, надо выработать какое-то взаимопонимание на уровне птичьего языка, когда люди понимают друг друга без слов. В театре очень важен такой уровень взаимодействия. Театр – такая машина, которая вынуждена работать очень быстро, там этого требует специфика процесса. Режиссеру на репетиции вдруг что-то придумалось, и ему это тут же должны принести. Тут очень важно, чтобы люди шли в одном направлении, смотрели в одну сторону и очень чувствовали друг друга. Я надеюсь, у нас это произойдет.

В ОСНОВЕ ДОЛЖНА БЫТЬ КЛАССИКА
– Каким вы видите репертуар театра?
– Сейчас у нас в работе находятся два спектакля. Один из них – ироническая притча по пьесе Натальи Мошиной «Остров Рикоту», его репетирует приглашенный из Екатеринбурга режиссер Олег Борисович Гетце. Невзирая на то, что он человек достаточно молодой, он уже достаточно известный: номинант «Золотой маски», заслуженный артист России, у него масса регалий. Мы очень надеемся, что это будет интересно широким слоям публики – молодым и пожилым, и школьникам, там каждый найдет для себя что-то.

Параллельно я приступил к репетициям пьесы Зингера (того, который нобелевский лауреат) «В тени виноградника», а произведение Зингера называется «Поздняя любовь». Там заняты четыре артиста и будет играть «вживую» пианист. И если первый проект – для большой сцены, то пьесу, которую ставлю я, мы будем играть в камерном варианте. Зрители будут сидеть на сцене. Насколько я знаю, это не ноу-хау для Березников. Если в «Саде без земли» зрители еще крутились на поворотном круге сцены, то тут крутиться не будут. Просто зрителей усадят у задника, а артисты будут играть прямо в метре от них. А когда появится малая сцена, этот спектакль перейдет туда.

Там будет занята новая актриса Татьяна Борисовна Гладенко – заслуженная артистка России. Мы ее сманили из первого русского театра – ярославского театра Федора Волкова. Кроме того, там будут заняты известные вам Анатолий Бутор, Ольга Шимякина, Николай Волхонский. На 3 марта запланирована премьера «Острова», ко Дню театра 27 марта запланирована премьера «В тени виноградника». В апреле состоится премьера комедии «Тестостерон» в постановке Олега Гетце. Несмотря на эпатажное название, там ничего запредельно неприличного нет, это просто комедия про мужчин среднего возраста, все их неудачи во взаимоотношениях с женщинами, они это обсуждают, и это смешно.

Еще есть один конкретный проект. Известному драматургу Ярославе Пулинович уже заказана инсценировка повести Приставкина «Вагончик мой дальний». Повесть эта о детях-беспризорниках, которые во время войны по жестокости своего директора детдома попали в столыпинский вагон, были записаны как малолетние преступники, и их там возят, не знают куда деть, издеваются. Достаточно серьезная история. Ставить этот спектакль буду я. Художник – лауреат «Золотой маски» Дмитрий Аксенов, которого вы уже знаете по спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда». Премьера намечается к началу следующего театрального сезона, где-то конец сентября - начало октября.

– А в целом, каким должен быть репертуар театра в провинции?
– Очень модно до недавнего времени было говорить о кризисе современной драматургии. Сейчас появляются авторы. Я бы не впадал в какую-то эйфорию, не стал бы называть их новыми Чеховыми, Островскими, но, безусловно, это люди одаренные. Что из них прорастет – это время покажет. Но сейчас есть такой ударный блок современной драматургии: Наталья Мошина, Ярослава Пулинович, Аня Батурина. Пьесы их завоевывают свое театральное пространство в других городах, и мы их будем ставить. Тем не менее основу репертуара, я считаю, должна составлять классика. Это и для роста труппы, и для того, чтобы мы все не теряли какие-то духовные корни. Сейчас в репертуаре есть «Леди Макбет Мценского уезда». Думаю, что осенью должно появиться еще что-то из классики. Классика – это некий экзамен на современность, насколько мы живые.

Потому что, если поставили классику и публика на нее не пошла, значит, мы до уровня автора не выросли. Островский, Гоголь не могут быть неживыми – неживым может быть театр, режиссер, который не дотянул, не прорвался в живое, сегодняшнее понимание пьесы. Когда я говорю о сегодняшнем понимании, это вовсе не значит, что актеров надо одеть в каких-то панков или в малиновые пиджаки, – имеется в виду искать сегодняшние смыслы, а не сегодняшние формы. Поэтому мне кажется, что основными критериями проверки нашей состоятельности должны стать спектакли по классическим произведениям.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс