Скидки не будет

Авария на руднике, произошедшая осенью 2006 года в Березниках Пермского края, оказалась уникальной с той точки зрения, что таких крупных разрабатываемых калийных месторождений в стране больше нет. Однако одновременно она и типична. На вопросы "Российской Газеты" отвечает председатель правительственной комиссии по предотвращению негативных последствий аварии в Березниках министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев. Оригинальный заголовок: «Скидки на кризис не будет». Оригинальный подзаголовок: «Нарушители правил недропользования на поблажки могут не рассчитывать

Российская газета: Юрий Петрович, правительственная комиссия по ликвидации последствий аварии в Березниках работает уже более двух лет. Ее главные выводы? Или точку ставить рано?

Юрий Трутнев: Самый главный вывод - это то, что строительство подземных сооружений и объектов на земле должно быть согласовано. Ситуаций, когда под землей осуществляют шахтные выработки в растворимых солях, а сверху принимают решение построить город, быть не должно. Тем более когда известно, что в мире до 25 процентов таких шахт рано или поздно затапливается.

Сейчас трудно найти ответственных за те решения. Они принимались в середине 30-х годов прошлого столетия. Поэтому самое главное сейчас - не повторять таких ошибок. И хочу подчеркнуть: наша комиссия работала не для того, чтобы найти причину аварии. Она занималась предотвращением ее последствий. Наша главная задача была и остается - обеспечить безопасность людей, инженерной инфраструктуры, инфраструктуры жизнеобеспечения города. И в этом отношении комиссия свою задачу выполнила.

Сейчас зима, температура в Пермском крае доходит до минус сорока градусов, и, слава Богу, все люди имеют крышу над головой. Во всех домах тепло, свет, железнодорожные составы с грузами идут по железнодорожному полотну... Вся эта работа выполнена. В очень сжатые сроки. В сложных условиях. Я считаю, что все члены комиссии (у нас были представители минтранса, минрегиона, Пермского края, ОАО "РЖД", многие другие) поработали хорошо.

В то же время, пока остаются хоть какие-то возможные риски, связанные с аварией, комиссии рано заканчивать работу.

РГ: Что вы имеете в виду?

Трутнев: На последнем заседании комиссии ученые нам докладывают: провал полностью заполнился водой, соответственно, расширение провала продолжаться не будет. Единственная опасность - незначительные эрозионные процессы весной. Ученые говорят о том, что расстояние в 64 метра от провала до железнодорожного полотна не изменится. То есть дороге ничего не угрожает. В то же время само существование провала рядом с железнодорожным полотном лично у меня вызывает напряжение. Поэтому что решили? Есть два института, которые уже многие годы наблюдают ситуацию в этом бассейне, знают все досконально, и оба они дают одинаковые заключения. Тем не менее спать хочется спокойно. Поэтому правительственная комиссия приняла решение: Ростехнадзор обязан привлечь третий институт, в России или за рубежом, который компетентен в таких вопросах. Он проведет отдельную экспертизу и скажет, есть опасность для железной дороги или нет. После этого примем окончательное решение.

Оплатить эту работу мы предложим компании "Уралкалий".

Вторая проблема. Что будет за пределами зоны аварии? Есть ли риски на территории всего месторождения? И ответы ученых, скажу честно, мне понравились не до конца. Риск затоплений аналогичных месторождений существует всегда. Это системный риск.

Тогда возникает следующий вопрос: что расположено над этими пространствами? Если лес, то, как бы ни было грустно, это допустимо по отношению к экономике страны. А если не лес? Если там жилье, объекты инфраструктуры? Доклад по всем таким рискам Ростехнадзор должен подготовить к следующему заседанию комиссии.

Третье. Если для железнодорожного сообщения нет риска, значит ли это, что нет необходимости в строительстве 53-километрового обходного участка железной дороги? Ответ был такой: нет, не значит. 53-километровый участок надо строить. Почему? Потому что он полностью обходит все поля выработок Верхнекамского месторождения калийных солей и таким образом снимает все теоретические риски. Его хотели построить раньше, но не нашли средств. Сейчас это надо сделать, чтобы второй раз не столкнуться с этой проблемой.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии