Свежо предание, как пишет "Нью-Йорк Таймс"

Сразу же после Октябрьского переворота 1917 года американский сенатор Мейер Лондон заявил на страницах “Нью-Йорк таймс”, что власть большевиков падет в считанные дни. Аргументация выглядела убедительно. Большевики выражают настроения самой темной части населения. Невежественная масса хочет хорошо жить, ничего не делая, не работая, а только лишь отбирая богатства у тех, кто их имеет. Так долго не проживешь. Однако подобные люди этого не понимают. Потерпев крах, они сочтут, что во всем виноваты большевики, обвинят их в предательстве пролетарского дела и погонят в шею. На смену большевикам придут новые демагоги, которые наобещают новые золотые горы и, разумеется, не выполнят обещания. Их тоже вышвырнут, появятся другие, еще невежественнее и бессовестнее. В итоге голод и разруха образумят людей, появится правительство, которое будет работать, а не пытаться обогащать одних за счет других.Автор редакционной статьи в “Нью-Йорк таймс” в принципе согласен с сенатором Лондоном. Правда, оговаривается, что счет может идти не на дни, а на годы. Потому что история ничему не учит, и род человеческий обладает потрясающим долготерпением. Как пример приводится Французская революция 1792 года с ее маратами, дантонами, робеспьерами, которые дошли до крайних степеней злодейства и безумия и были пострашней, чем ленины и троцкие. Семь лет длилась кровавая вакханалия, пока страна, доведенная до полного истощения, не позвала Наполеона.

“Посмотрите на Троцкого, который этой зимой произносил здесь, в Нью-Йорке, речи на немецком языке, а теперь имеет наглость требовать от Соединенных Штатов, Франции, Англии и Италии, чтобы они сложили оружие и заключили перемирие с Германией!.. Даже если предположить, что Ленин и Троцкий пришли к власти надолго, невозможно себе представить, что мы можем начать переговоры с Германией, сидя с ними по одну сторону стола. Но не стоит напрягать воображение, чтобы измыслить подобный фантастический союз. Ленин и Троцкий не продержатся настолько долго, чтобы оправдать эти умственные усилия... Они падут от рук своего же народа, ибо пообещали ему достать луну, а она все еще на небе”.

90 лет назад написано. И в логических построениях обозревателя, и в рассуждениях сенатора удивляет несомненная уверенность в активности народа. Американская уверенность, основанная на знании американского народа? Жизнь показала, что насчет российского они глубоко заблуждались. Значительная часть народа была, как всегда, покорна власти, другая - устрашена кровавыми расправами, которые робеспьерам и не снились, и, наконец, третья - премного довольна большевиками. Хоть и голодные, хоть и нищие, но зато без помещиков и фабрикантов!

Об этой стороне российского классового сознания сенатор и редакция, видимо, не догадывались. Они изумлялись речам большевиков, их логике равенства: “Посмотрите на Ленина, который несколько месяцев назад в Петрограде подстрекал челядь к восстанию на основании того священного принципа, что посудомойка, поденщица, дворецкий и повар - все должны получать совершенно одинаковое жалованье!”

Наступил 1919 год. Положение в России неустойчивое, Деникин на юге собирает силы и готовит поход на Москву. “Нью-Йорк таймс” следит за событиями и печатает размышления Ленина, записанные анонимным интервьюером. Я выбрал из них те, что прямо перекликаются с нынешним днем.

“Экономическая роль России в жизни будущей коммунистической Европы будет основана на развитии сельского хозяйства. В русской земле кроются неизмеримые богатства, способные в немалой степени обеспечить благосостояние всего человечества. В других странах будет развиваться промышленность, обеспечивая нужды международного сообщества советских государств, но Россия будет снабжать рабочих хлебом насущным”.

Увы. С 1917 года сельскохозяйственная страна Россия сама себя не обеспечивала хлебом. Поняв это, Ленин ввел нэп, заинтересовал крестьян. Болезнь и смерть вождя прервали новый путь страны. СССР прославился как страна, где у сельского хозяйства четыре врага: весна, осень, лето и зима. Сейчас у нас вроде бы капитализм. Почти половина продуктов питания - импорт.

О деньгах на фоне финансового кризиса – отдельный разговор:
“Наше казначейство ежедневно печатает сотни и тысячи рублевых банкнот, - говорил Ленин. - Это делается не для того, чтобы наполнить государственную казну практически бесполезными бумажками, но с сознательным намерением уничтожить значимость денег как платежного средства. В большевистском государстве, где за все необходимое следует расплачиваться только трудом, существование денег не оправдано ничем.

Опыт научил нас: язвы капитализма невозможно искоренить одной конфискацией и экспроприацией, ибо, с какой бы беспощадностью ни применялись эти меры, хитрые спекулянты и упрямые представители капиталистических классов, сумевшие уцелеть, всегда найдут способ их обойти и по-прежнему разлагать общество. Самый простой способ истребить сам капиталистический дух... - это затопить страну бумажными деньгами с высокой номинальной стоимостью, не подкрепленной какими-либо финансовыми гарантиями.

Даже сторублевая ассигнация в России уже почти ничего не стоит. Скоро даже самый простодушный крестьянин осознает, что это лишь клочок бумаги, стоящий не больше, чем тряпье, из которого он изготовлен. Люди перестанут жаждать денег и копить их, как только обнаружат, что на них ничего не купишь, и великая иллюзия о ценности и значении денег, на которой основывается капиталистический строй, будет полностью развеяна.

Такова подлинная причина, по которой наши станки печатают рублевые ассигнации днем и ночью, без остановки. Но для того, чтобы эта простая процедура, как и все меры, принимаемые большевиками, стала по-настоящему действенной, ее следует осуществить в мировом масштабе. К счастью, безудержная финансовая оргия, которой предались все правительства во время войны, расчищает путь для ее применения повсюду”.

Можно представить, с каким удивлением читали американцы рассуждения об упразднении денег в принципе, что думали о России, как представляли тогда жизнь людей в России.

В оправдание Ленина следует сказать: то были запальчивые мысли эпохи военного коммунизма. Пройдет три года – и Ленин введет нэп. По сути, власть денег как всеобщего экономического эквивалента. Но уже не увидит ни его результатов, ни уничтожения нэпа Сталиным. Тем не менее государство, созданное Лениным, существовало 75 лет. И рухнуло не по воле масс, как предрекали сенатор Лондон и обозреватель “Нью-Йорк таймс”, а по совокупности причин, главной из которых была воля партийного вождя по фамилии Горбачев.И еще интересный факт. В противовес “Нью-Йорк таймс” в те же ноябрьские дни 1917 года “Нью-Йорк ивнинг пост” утверждала, что власть большевиков – надолго. “В мире случались и более удивительные вещи”, - философски заключала газета.Текст: Сергей Баймухаметов, историк
Опубликовано Русский Базар
Илл.: кадр из фильма "Человек с ружьём"

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история

История