Не один пуд соли древнего моря

Корреспондент «Вечерки» под руководством Сергея Мозгового с помощью топорика и стамески изготавливает из сильвинита сувенирного мишку.

10 июля горожанам представилась уникальная возможность не только увидеть, как участники фестиваля «Пермское море» создают скульптуры из металла и сильвинита, но и самим приложить руку к соляной породе.

ПО МОТИВАМ ШУКШИНА
Я решила, что упускать такой шанс нельзя и, прихватив рабочую одежду, явилась на творческую площадку и... тут же запылилась. Гул болгарок, скрежет металла и камня, слой соли на одежде и ресницах скульпторов, работающих с сильвинитом — творческая атмосфера подстегивала скорее приступить к обещанному мастер-классу, который, по словам организаторов (городской администрации и фонда скульпторов России «Единение»), проводится впервые в стране.

В числе желающих испытать на прочность себя и соляную глыбу помимо меня и парня-камнерезчика, оказались бухгалтер Татьяна и риэлтор Елена, люди не творческих профессий, но открытые всему новому и интересному. Каждый выбрал образец для работы. Мой выбор пал на медведя с бочонком меда. «Такая работа потребует больших усилий», — предупредили художники. Но легких путей мы не ищем. И вот я уже наношу маркером на кусок сильвинита «точку, точку, запятую», стараясь нарисовать мордочку не кривую. Мой наставник алтайский скульптор Сергей Мозговой обрезает болгаркой лишние куски материала, чтобы наметились нужные формы. А я обтесываю стамеской лик Топтыгина, пытаясь сделать ему выпуклый нос. Постукиваю рукояткой топорика по стамеске, и разноцветная соляная крошка сползает вниз. Работа с этой породой требует осторожности, выдолбишь или отломишь кусочек, обратно уже не приставишь.

Между делом знакомлюсь с народным мастером Алтайского края, который владеет резьбой по дереву, кости, мрамору. А вот с сильвинитом, как и другие участники фестиваля, работает впервые. Скульптура Сергея Мозгового — веселый рыбачок с огромной рыбиной — вызывает мою особую симпатию в ряду других интересных работ.

— Хотелось подойти к делу с легкой иронией, привнести народный колорит. Вот тут у меня и осьминог притаился, возможно, такие ловились в Пермском море, — показывая на заднюю часть скульптуры, с улыбкой говорит Сергей. — До приезда в Березники, у себя на родине, я успел принять участие в фестивале деревянной скульптуры памяти Василия Шукшина, день рождения которого отмечают 25 июля. Мне нравится из любого материала создавать характеры, свойственные персонажам Шукшинских повестей и рассказов. Работа с сильвинитом меня заинтересовала, хотя есть определенные сложности: если при обработке камня применяют воду, то соль и вода абсолютно несовместимы.

Вот поэтому мы все пребывали в облаке соляной пыли, если верить знающим людям, вполне целебной. Вода неожиданно нагрянула сверху в виде дождя, и мастера поторопились укутать скульптуры толстым слоем полиэтилена, чтобы осадки не причинили им вреда.

ИЗ МЕДИКОВ - В СКУЛЬПТОРЫ
Перебравшись от непогоды в мастерские бывшего ПУ-51, каждый продолжил заниматься своим делом. У таких же, как и я, новичков из цельных кусков сильвинита начали вырисовываться фигуры рыб и мамонтов, радуя своей эстетической привлекательностью. Мой медведь требовал шлифовки и я старательно, до седьмого пота, шкурила его наждачной бумагой, прорезала косолапому угловой стамеской (вот какие названия инструментов я теперь знаю!) пальцы на лапах. Через три часа мой энтузиазм потихоньку начал таять от тяжелого труда, как тает сильвинит от воды. Но дело было сделано. Запыленная, уставшая, довольная я трепетно держала в руках драгоценный сувенир. Конечно, львиная доля работы — дело рук моего наставника. Но в роли подмастерья я тоже чувствовала себя счастливой. Теперь я могла представить, сколько сил вкладывают в создание скульптуры мастера, которые трудятся на этой площадке по 7 часов в день. Поинтересовалась у Сергея, какие отношения складываются между художниками во время работы. Он ответил:

— Мы друг другу не конкуренты, поскольку мест на фестивале не присуждают. Все люди творческие, позитивные, щедрые на добрый совет. Я по профессии бывший врач — хирург-травматолог, хорошо знаю анатомию, могу подсказать коллегам, если вижу диспропорции тела.
— Как же вы из врачей в скульпторы?
— А что вас удивляет, среди медиков много людей творческих профессий — Розенбаум, Колягин, Арканов, Горин. Я с детства хорошо выпиливал из дерева ножи и пистолеты, от них перешел к фигуркам людей, животных. Увлекся скульптурой. Но после института честно отработал по распределению в медицине четыре с половиной года. Сейчас живу в Барнауле, занимаюсь скульптурой, выезжаю на фестивали.

МЕДВЕДИ ИЗ МЕТАЛЛА, ЗАМКИ ИЗ ПЕСКА
Прогулка по творческой площадке, знакомство со скульпторами и их работами — еще одна приятная страница фестиваля «Пермское море». Работа Бале-ка Франтишека из Чехии называется «На спирали времени». В ней соединены хрупкая женская красота и символ эволюции древнего моря — ракушка, в которой заключена спираль времени.

Франтишек в восторге от красоты сильвинита. В Чехии он больше работает с песчаником. Занимается изготовлением изделий из фарфора, керамики, стекла. Считает, что творческому человеку надо разнообразить материалы и технологии. Среди своих наиболее значимых работ считает реконструкцию трехметрового бронзового памятника первому президенту Чехии.

Фигурка белокурой Инессе Валтере-Уланде из Латвии кажется еще более хрупкой на фоне воздвигнутой ею железной леди. Кажется непостижимым, как латышка смогла превратить куски лома в столь мечтательную барышню. Укрощать железо Инессе помогает сварщик-любитель из Перми Александр Вдовин.

— Режем, варим куски металла, — рассказывает скульптор. — Этот материал не жесткий. Он более податливый, чем, к примеру, гранит. Хотелось сделать что-то небанальное.
— Много ли у вас в Латвии заказов?
— Не очень, страна у нас маленькая, толкаемся на одном художественном пространстве. Последний заказ мне поступил из бывшего колхоза. Теперь это большая компания, которая занимается обработкой земли. Раньше у хозяйственников жили медведи, в память об этом они захотели видеть скульптуру медведицы с медвежонком. По сравнению с заказной работой, заработок на фестивалях символический, но это интересный творческий опыт и общение, поэтому я много езжу. Через неделю отправляюсь в Швецию, потом приму участие в песочном проекте в Швецарии.

Пять лет активно «фестивалит» по России и Европе Донатас Москус из Литвы. Его скульптура из металла «Бабочка», соединившая любящие сердца, получилась очень романтичной.

Деревянные садово-парковые скульптуры Вадима Полина украшают уголки Хабаровска, а здесь он представил ассоциативную работу из сильвинита «Колыбель жизни».

В «Эволюции» Александра Скареднова из Тюмени изображена цикличность, где одно древнее существо сменяет другое. Он — участник снежных фестивалей в Перми и Ханты-Мансийске.
Кореец Хиждун Канг сразил всех наповал «Фанфарами любви», которые изобразил в виде большой музыкальной трубы. Сложно представить, что в основе этой работы лежат старые ржавые трубы.

Константин Евдокимов из Екатеринбурга показал реки, которые превращаются в море и кристаллизуются в соль на поверхности сильвинита яйцеобразной формы.

— Поскольку материал имеет яркую, разноцветную фактуру, я выбрал простую чистую форму, чтобы лучше его раскрыть. Интересно осваивать новые материалы. В этом году я работал в Перми на «Белых ночах», изготавливал из пенопласта сложную динамичную скульптуру на шарнирах. Недавно вернулся с песчаного фестиваля, который проходил в Латвии, строил замок из песка.

14 июля состоялось закрытие фестиваля, но вдохновение и профессионализм художников останутся с нами в их работах. В скором времени березниковцы смогут увидеть скульптуры из сильвинита, установленные в ЦУМе, и скульптуры из металла, украшающие Молодежную аллею.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство