Романовы. Бремя царского служения

Не только в Екатеринбурге, но и в Прикамье история августейшей семьи написана кровью.

К 400-летию дома Романовых в Пермском крае разработана программа, связанная с историей рода и поклонением памяти царственных страстотерпцев. Чтобы проинформировать о ней жителей края и других регионов страны, издателей и журналистов пригласили в пресс-тур по памятным местам.

НАСЛЕДИЕ - СВЯТО
25 июня корреспондент «Вечерки» примкнул к группе коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, которые направлялись на автобусе из краевого центра в сторону Чердыни и Ныроба. Позади у них был день, наполненный впечатлениями от экскурсионной программы, связанной с пребыванием царской династии в Перми. С того времени в краевом центре остались: Алексеевское реальное училище, Мариинская женская гимназия, ротонды, храмы. В 1918 году в Перми был расстрелян брат императора Николая II — Михаил. Гостиница «Королевские номера» стала последним пристанищем Великого князя. К мемориальной доске, установленной на здании, экскурсанты возложили цветы.

— Мы познакомились с новой экспозицией в Доме Мешкова, — рассказывали мне в автобусе коллеги из Екатеринбурга. — Там представлены монеты, по которым можно изучать генеалогическое древо российских императоров, Петровские медали, рассказывающие о первых победах русского флота, оружие с вензелями, государственные книги. Отдельный стенд на выставке посвящен празднованию 300-летия императорского Дома.

Незаметно за разговорами подъехали к чердынской гостинице «Старая пристань», которая стала нашим пристанищем на два дня. Прием, организованный некоммерческим партнерством «Содействия развитию внутреннего и въездного туризма Пермского края», выигравшим тендр на реализацию проекта к 400-летию дома Романовых, показал, что туризм в крае выходит на новый уровень. Чтобы попотчевать приезжих гостей запеченной на мангале стерлядью, организаторы с утра ловили на берегу самих рыбаков. Закупали у местного населения рыбу, землянику, домашнюю сметану, творог. Выкупавшись в гостеприимстве, как сыр в масле, благодарные участники тура были готовы к трудовым подвигам. Предстояло собрать и осмыслить немало информации.

Чердынский краеведческий музей имени А.С. Пушкина встретил бюстом любимого поэта, привезенным еще в 1899 году с Вятских складов (горожане стали обладателями подобного экспоната одними из первых в России). Засматриваясь на чучела бизонов и шерстистых носорогов, бляхи для родовых праздников с изображением звериного стиля, колоритные предметы купеческого быта, мы целенаправленно продвигались к экспонату, связанному с главной темой нашего приезда — трехпудовым цепям ныробского узника. И кто-то впервые услышал, а кто-то еще раз вспомнил страшную историю заточения в яму дяди первого царя рода Романовых — Михаила Никитича, вследствие козней приспешников Бориса Годунова.

— В сентябре 1601 года жители глухой деревушки Ныробки увидели возок в сопровождении верховых, остановившийся на краю деревни, — рассказывала главный хранитель музея Ирина Копыто-ва. — Начальник стражи приказал стрельцам копать яму, в которую сбросили боярина. Сердобольные ныробцы научили детей тайком от стражи бросать в яму полые стебли растений с квасом и хлебным мякишем. Однажды стражник это заметил. Отцов шестерых ребятишек отправили под караулом в Москву.

Просидев в яме год, Михаил Никитич скончался. После прихода к власти Романовых, его тело извлекли из могилы.

Оно предстало нетленным, лишь один перст земля взяла. Боярина похоронили в Москве, а ны-робские крестьяне, кроме одного, не выдержавшего пыток, вернулись домой. С приходом на престол Романовых за сострадание к узнику ныробцы получили обельную грамоту, защищающую от уплаты налогов. Ныробские места были объявлены святыми, также как и цепи ныробского узника. В давние времена к ним прикладывались новобрачные, горожане стояли в них на церковной службе, их возлагали на болящий скот.

— Почему цепи хранятся не в Ныробе, а в Чердыни? — задали журналисты резонный вопрос.

— Долгое время цепи хранились рядом с усыпальницей Романова в Богоявленской церкви. Если бы в годы советской власти их не изъяли из храма и не поместили в чердынский музей, их бы просто переплавили, — ответила экскурсовод. — В свое время цепи были проверены на подлинность на мотовилихинских заводах, было установлено, что они действительно изготовлены на рубеже 17 века.

ПАМЯТЬ О ССЫЛЬНОМ ВОССТАНАВЛИВАЮТ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ
Час езды, и мы уже в Ныробе. У входа в Романовский парк путь преграждают стражники (участники театра исторических реконструкций).

— Вы, чьи холопы будете? — спрашивает охрана приезжих поставленным голосом.
— Басаргинские, — весело отвечают острые на язык журналисты.

За оградой нас встречают хлебом с солью и провожают в недавно построенную часовню архангела Михаила — покровителя Михаила Романова. Все спускаются по крутым ступенькам в яму, где был замучен ныробский узник и знакомая история приобретает реальные черты человеческой драмы, разыгравшейся в этих стенах — серых, холодных, с набухающими от сырости каплями влаги, которые капают словно слезы о замученном пленнике. Хочется скорее увидеть солнце.

— В советское время на месте ямы была клумба с цветами, — рассказывает местная жительница Елена Дьякова. — В Романовском парке играл военный оркестр, танцевали пары. Но из поколения в поколения ныробцы передавали историю гибели Михаила Никитича Романова. В детстве я представляла его царевичем из сказки, которого замучили злые стражники. Сейчас мы создаем центр его памяти.

В просветительском центре Михаила Романова, под который город выделил помещение, а состоятельный земляк — 80 тысяч рублей, представлены фотографии царской семьи, картины, отражающие историю царского рода. Примечательно, что создал их в технике монотипии другой ныробский заключенный, отбывающий наказание пожизненно. Организаторы центра решили, что в ссыльном крае они могут рассчитывать именно на помощь сидельцев. В мужской колонии по их просьбе изготовили столы, лавки, рамы для картин, макет Искорско-го городища.

Принимающая сторона рассказала нашей делегации историю посещения Ныроба представителями императорского дома — Марией Владимировной Романовой, ее матерью Леонидой Георгиевной и сыном Георгием.

— Это было в 1998 году, — вспоминали ныробцы, — с продуктами в те годы было тяжело. Кормили представительных гостей крупяным супом и котлетами. Держались они просто, но сохраняли дистанцию. А вечером, когда переправлялись на пароме, моторист в тельняшке, измазанный мазутом, закружил Марию Владимировну в вальсе.

Поведали нам и том, как в здешних местах отбывал наказание и венчался с молодой женой представитель совсем другой эпохи и политических убеждений — Клим Ворошилов. Но это уже другая история.

Похвастались ныробцы перед приезжими и своим новым гербом. Его составная часть с изображением львиной головы по согласованию взята с герба Романовых. На геральдической комиссии Дмитрий Медведев, подчеркнул, что герб получился очень эффектным. А нам предстояло узнать, как в этих краях готовятся отметить 400-летие рода Романовых и день памяти ныробского узника.

Продолжение темы читайте в одном из следующих номеров «Вечерки».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история

История