Пессимистический прогноз сбывается

Место ЧП, произошедшего 12 сентября в Березниках: провал близ АБК БШСУ и станции Березники.

Текст: Людмила Дмитриева

На заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям 17 октября были оглашены заключения ученых и специалистов о причинах ЧП на третьем провале. Но главной сенсацией стал доклад ученых Горного института УрО РАН.

НОВАЯ ЗОНА РИСКА
В докладе отмечается, что в августе-сентябре, по данным космических и наземных наблюдений, отмечалась устойчивая тенденция увеличения оседаний земной поверхности в районе пл. Решетова (так называемая панель переходного периода). В этом месте в 1940—50-х годах отработаны два пласта: карналлитовый и сильвинитовый.

— Панель переходного периода с начала аварии рассматривалась как одна из самых болевых точек в негативных сценариях развития событий из-за растворения карналлитовых целиков. Поэтому в этом районе города в первую очередь было проведено расселение жилых домов, — говорится в докладе. — Но события развивались по более благополучному сценарию, по сути дела до недавнего времени никаких ускоренных оседаний не фиксировалось. А в последние месяцы проходящие там процессы нас озадачили... Мы 5 октября направили заключение-письмо на имя заказчика — ОАО «Уралкалий», в котором рекомендовали с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности ограничить доступ людей в пределах данного участка, продолжить полномасштабный мониторинг на всех территориях ускоренных оседаний, по результатам которых проводить корректировку границ опасных зон.

Глава города Сергей Дьяков на заседании КЧС распорядился взять под охрану данный участок уже в среду 17 октября. Потен-циально опасная территория находится в квадрате, очерченном улицами М. Горького, Калийной, зданием Березниковского фи-лиала ОАО «Галургия» и частью металлических гаражей, находящихся на территории института. «Галургия» должна покинуть здание до конца месяца. В зону попало несколько ранее расселенных жилых домов.Сергей Дьяков поручил «Уралкалию» обеспечить проход к храму Иоанна Предтечи и к гаражам, находящимся по соседству с церковью, через свою территорию. Проезд по автомобильной дороге вдоль «Галургии» на Нартовку и в Чкалово будет закрыт. Сейчас прорабатываются варианты объезда потенциально опасной зоны.Вместе с тем в зоне остается действующая теплосеть, от которой запитано 6 многоквартирных домов и 30 частных. Это обстоятельство вызвало серьезную озабоченность ОАО «ТКГ-9». Вопрос решается в оперативном порядке.

ЧТО СКАЗАЛИ УЧЁНЫЕ
Консолидированное мнение Горного института, ОАО «Галургия», а также специалистов о причинах ЧП 12 сентября озвучил на заседании КЧС заместитель главного инженера ОАО «Уралкалий» Эдуард Смирнов:
— Динамическое проседание песчано-гравийной смеси свидетельствует не об образования нового провала, а об увеличении объемов воронки севернее АБК БШСУ. В процессе развития воронки произошла забутовка (закупорка) ее относительно узкой горловины. Устойчивость образованной конструкции обеспечивалась гидростатическим давлением рассолов. При засыпке воронки забутовка была выдавлена из горловины воронки. Это и явилось причиной внезапного оседания песчано-гравийной смеси, что спровоцировало сползание крутого северного борта воронки и привело к увеличению ее размеров в северном направлении.

Таким образом, проседание произошло под тяжестью песчано-гравийной смеси.

Еще до КЧС на официальном сайте института «Галургия» (он выдавал исходные научные данные для засыпки провала) его генеральный директор Дмитрий Шкуратский в качестве оправдательного аргумента ссылался на то, что «мониторинговая система ни по одному из видов наблюдений не показала отклонений, которые являлись бы предвестниками изменения объемов воронки».

ОШИБОЧНЫЙ ПРОГНОЗТем не менее именно «ненадлежащее выполнение «Галургией» изыскательских работ» названо в акте Ростехнадзора одной из причин ЧП. Итоги работы комиссии по расследованию несчастного случая озвучил на заседании КЧС заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора Станислав Мацов.

«Уралкалий» заключил договор на разработку исходных данных, инженерные изыскания, подготовку проектной и рабочей документации с институтом «Галургия». Ученые должны были дать прогноз развития ситуации в зоне на весь период работ аварийно-восстановительных работ, рекомендации по технологии засыпки и технике безопасности. И хотя проектная документация прошла экспертизу промышленной безопасности, сегодня ясно, как утверждается в акте расследования Ростехнадзора, что «исходных данных было недостаточно», прогноз ученых оказался «ошибочным и не подтвердился». Следовательно, не было предусмотрено достаточных мер промышленной безопасности работ по засыпке провала. В частности, проектом однозначно допускалось ведение ночных работ по накоплению песчано-гравийной смеси и ее перемещению бульдозерами к кромке насыпи (на втором провале засыпка велась конвейером).

Как сообщил Станислав Мацов, прокуратурой возбуждены уголовные дела по факту гибели человека в отношении ответственных лиц ОАО «Галургия» и ЗАО «Соликамскстрой», которое выполняло работы по засыпке провала с нарушениями техники безопасности (начиная с того, что механизаторы обедали и даже спали прямо в кабинах машин).

Впечатлили в акте расследования свидетельские показания чудом оставшегося в живых бульдозериста и воспроизведение видеозаписи: «С 9 часов 50 минут до 1 часа 30 минут рабочие обедали в кабинах транспортных средств. Машинист бульдозера в 2 часа 20 минут заметил, что свет в кабине автопогрузчика не горит. Около 3 часов машинист бульдозера задремал и проснулся от того, что его бульдозер тряхнуло, он услышал шум, гул, рев от мотора погрузчика. Погрузчик стал сдвигаться в сторону провала и накренился. Бульдозер тоже стал крениться. Машинист выскочил из кабины бульдозера и побежал в сторону от провала к асфальтированной дороге. На дороге обернулся и увидел, что бульдозеров и погрузчика на месте нет. В провале усилился гул, и обвал стал расширяться в сторону дороги.

Исходя из имеющейся видеозаписи, зафиксировавшей происшедшее посекундно, можно сделать вывод, что, по-видимому, обрушение песчано-гравийной смеси началось в 3 часа 19 минут. Начиная с 3 часов 21 минуты появились огни транспортного средства, предположительно погрузчика, которые перемещались в сторону провала в течение четырех секунд».

А МЕЖДУ ТЕМПродолжать или не продолжать засыпку? Такой вопрос сейчас не стоит. По результатам исследований, третий провал имеет четкую тенденцию к слиянию со вторым провалом. Между ними существует область растворения солей. Пессимистический прогноз развития событий в этом районе города сбывается


Источник: «Березники Вечерние»
Фото с Berforum.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии